Программа по технологии для малокомплектной сельской школы
Шумилова Светлана Геннадьевна, учитель технологии.
Сокращения в тексте - РБ - Республика Башкортостан.
Введение
Тема программы: “Учет регионального компонента при реализации программы по трудовому обучению 5–11-х классов в малокомплектной сельской школе”.
Цель: корректировка программы и усовершенствование процесса обучения обслуживающего труда в малокомплектной сельской школе.
Задачи:
1. Овладение основами культуры и быта народов населяющих нашу республику и приобщение учащихся к истокам культуры, народным традициям и формирование политехнических знаний, экологической культуры.
2. Привитие первоначальных жизненно необходимых знаний, умений и навыков по ведению домашнего хозяйства и экономики семьи в сельской местности.
3. Овладение специальных умений по ремонту и изготовлению национальной одежды.
Реализация программы направлена на формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков; успешно подготовить девушек к самостоятельной жизни.
При составлении проекта программы учитывались:
1. Экономическая ситуация Республики Башкортостан и Бирского района.
2. Материальная база школы и кабинета обслуживающего труда.
3. Запросы и пожелания учениц и их родителей.
Особенности этой программы в том, что она способствует углубленному изучению традиций народов населяющих нашу республику, введены новые разделы по декоративно-прикладному искусству.
Реализация программы идет разнообразными методами: словесными, наглядными, практическими. Формы учебных занятий традиционные и нетрадиционные (уроки, лекции, экскурсии, игра, олимпиады, конкурсы и т.д.). Формы учебной работы: коллективная, парная, индивидуальная.
Программой предусмотрено 70% учебного времени на практические занятия – овладение общетрудовыми умениями и навыками; на самостоятельные работы (под руководством учителя), а остальное время – на изучение теоретического материала.
Для усвоения содержания данной программы используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа);
- репродуктивный (лекция, демонстрация, упражнение);
- частично-поисковый (самостоятельная работа, различные виды соревнований);
- исследовательский (составление сценариев вечеров, классных часов и др. а так же выполнение творческих проектов);
- бригадный метод;
- творческие домашние задания;
Важной особенностью содержания программы является ее интегрированный характер. Открывается большой простор для использования межпредметных связей в технологии с такими предметами, как, химия, биология, математика, физика, черчение, ИЗО, музыка, Культура Башкортостана и др.
В программе 10 разделов – модулей:
- Сельскохозяйственный труд: делиться на два периода – осенний и весенний.
- Кулинария – национальная кухня народов РБ.
- Работа с тканью.
- Художественная обработка материалов: ручное вязание (крючком и спицами), вышивание.
- Культура дома и фитодизайн.
- Косметика, здоровье, гигиена.
- Экологическая культура (утилизация промышленных отходов).
- Мастерская Деда Мороза.
- Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.
Пояснительная записка
Изучение предмета “Технология” по авторской программе включает разделы, охватывающие базовые, наиболее распространенные и перспективные технологии и методики, предусматривающие творческое развитие учащихся в рамках системы проектов и позволяет им приобрести общетрудовые и частично специальные умения, обеспечить интеллектуальное развитие учащихся, их адаптацию к современным социально-экономическим условиям.
Эта программа делает возможным проводить интегрированные уроки по технологии. Предмет “технологии” синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, экологии, экономики, черчению, Культуры Башкортостана, родных языков др. предметов и показывать их использование в работе промышленности, сельского хозяйства, в быту и других направлениях деятельности человека.
Особенности этой программы в том, что она предлагает углубленно изучать основы традиционной (национальной) кухни народов РБ, введены новые разделы по декоративно-прикладному искусству.
В разделе “Национальная кухня” учащиеся знакомятся с приготовлением обрядовых и национальных блюд, с укладом жизни народов проживающих на территории РБ.
В разделе “Культура дома” учащиеся получают такие злободневные и нужные знания:
знакомятся с традициями семьи с учетом национальных, календарных и семейных праздников;
изучают вопросы по созданию интерьера дома;
получают знания по гигиене жилища;
учатся ухаживать за обувью, одеждой, предметами домашней обстановки и производить ремонт;
изучают вопросы по экономики семьи;
В разделе “Работа с тканью” учащиеся изучают не только русскую национальную одежду, но и одежду народов населяющих территорию РБ (башкир, мари и др.), учатся шить элементарные изделия для себя, для интерьера дома и для фольклорного кружка используя для этого старинные и современные национальные узоры, вышивку и др.
Цели раздела “Экологическая культура”:
- Воспитание ответственности каждого человека, как члена общества в оптимизации экологических воздействий, связанных с развитием общественного производства (социальная экология).
- Приобретение знаний, умений и навыков связанных с экологическим здоровым образом жизни и привить любовь к природе как к источнику жизни и красоты.
- Научить изготавливать нужные вещи для дома и семьи из бытовых отходов.
Включен совершенно новый раздел “Мастерская Деда Мороза”, где учащиеся знакомятся с историей праздника, с его атрибутикой, изготавливают новогодние костюмы для себя и школьных новогодних мероприятий.
Во всех разделах программы заложены знания о быте и жизни основных народов населяющих РБ, что способствует привитию любви к своему народу, краю; уважительное отношение к старшему поколению; познанию своей родословной; культуры своего народа в сравнении с культурой другого народа.
Данная программа позволяет внедрение этнокультурных технологий в образовании и воспитании учащихся это заключается в:
- Воспитание патриотизма, гармонизации межэтнических отношений средствами образования.
- Изучение декоративно-прикладного искусства, национальной одежды и освоение технологий некоторых традиционных промыслов.
- Развивать и беречь традиции народного искусства.
Работе на швейной машине в данной программе отводится значительно мало времени. Для того чтобы навыки работы на швейной машине были более прочными, предусмотрена тема “Лоскутная пластика”. Ее изучение предоставляет достаточно возможностей для практического овладения техникой выполнения стачных швов.
Задачами трудового и эстетического воспитания посвящены разделы “Интерьер жилого дома” и “Художественная обработка материалов”. При изучении их учащиеся знакомятся с творчеством народных умельцев своего края, села, района, с инструментами и материалами, применяемые в традиционных художественных ремеслах, с национальным колоритом, со способами оформления интерьера кухни, столовой, жилой комнаты, с ролью комнатных растений и способами их размещения в интерьере, учатся вышивать несложные узоры, вязать крючком и на спицах, изготавливать изделия в технике лоскутной пластики.
Основная цель изучения раздела “Профессионального самоопределения” - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях.
В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:
- обобщить у учащихся знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях;
- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий;
- воспитывать уважение к рабочему человеку.
Цели программы:
1. Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.
2. Приобретение практических умений в сельскохозяйственной и прикладной творческой деятельности и социально трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
Это предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующей личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции.
Для этого учащиеся должны:
определять потребности и возможности своей деятельности;
находить и использовать необходимую информацию;
выдвигать идеи решения возникающих задач;
планировать, организовывать и выполнять работу;
оценивать результаты, корректировать свою деятельность.
3. Подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
4. Формированию творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющим социально-экономическим условиям.
6. Научить жить в гармонии с природой, самим с собой и людьми.
Задачи программы:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привить первоначальные, необходимые знания и умения для ведения домашнего хозяйства;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи;
- воспитание трудолюбия;
- овладение основами семейной экономики;
- знакомство с основами современного производства и сферы услуг;
- приобщение учащихся к истокам национальной культуры и ее традициям;
- формирование специальных умений, технологических и элементарных экономических знаний по технологии и изготовлению элементарной одежды, ручной вышивке, приготовлению пиши.
Изучение технологии направленно на достижение следующих целей:
Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий.
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда.
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатами их труда.
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Используются различные формы промежуточного и итогового контроля знаний: дидактические карточки, блиц-опросы, кроссворды, игровые формы контроля, тестовые задания, зачеты.
Контрольно-зачетные требования сводятся к следующим:
- выставки работ учащихся;
- выполнение проектов;
- публичная защита проекта по окончании каждого года обучения;
- участие в конкурсах;
- программой предполагается 4 уровня сложности или уровня обученности:
- I уровень – репродуктивный (5-6 класс)
- II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога (7-8 класс)
- III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога (9 класс)
- IV уровень – творческий (10-11 класс)
Ожидаемые результаты обучения
Результаты обучения содержат три компонента:
- Знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний,
- Уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Перечень знаний и умений формируемых у учащихся
Вязание на спицах и крючком
Учащиеся должны знать:
возможности техники вязания на спицах и крючком, материалы и инструменты;
свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей;
правила подбора спиц и крючка для вязания;
условные обозначения, применяемые при вязании на спицах и крючком;
технологию вязания на двух и пяти спицах;
способы ремонта вязаных изделий;
содержание и характер труда специалистов по художественной обработке ткани;
Учащиеся должны уметь:
подбирать спицы и крючок в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;
выполнять записи узоров с помощью условных обозначений;
вязать изделия на двух, пяти спицах и крючком;
производить ремонт вязанных изделий.
Аппликация и вышивка
Учащиеся должны знать:
общие сведения из истории старинной народной вышивки;
материалы, применяемые для аппликаций;
сочетание аппликаций с разными видами вышивки;
технологические приемы выполнения аппликаций из различных материалов;
особенности обработки края рисунка;
правила подбора фурнитуры в зависимости от вида ткани, назначения и модели изделия;
способы прикрепления бисера и блесток;
правила сочетания аппликаций с вышивкой;
правила ухода за изделиями с отделкой аппликацией, вышивкой, бисером и блестками.
Учащиеся должны уметь:
подбирать из журналов мод и составлять рисунки для аппликаций;
выполнять аппликации из различных материалов;
обрабатывать края рисунка;
подбирать фурнитуру к изделию;
выполнять отделку изделий бисером и блестками, сочетать аппликации с вышивкой.
Макраме и фриволите
Учащиеся должны знать:
историю развития и возможности техники макраме и фриволите;
материалы для выполнения плетения в технике макраме и фриволите, инструменты и приспособления;
технология плетения узлов и узоров;
определение длины нити;
устройство челнока, правила намотки ниток на челнок;
правила выполнения рисунков плетения.
Учащиеся должны уметь:
подбирать материалы для плетения;
пользоваться инструментами и приспособлениями;
выполнять основные узлы и узоры;
вплетать в узоры декоративные элементы и конструктивные детали в технике макраме;
определять длину нити;
наматывать нить на челнок;
выполнять эскизы рисунков плетения.
Профессиональное самоопределение
Учащиеся должны знать:
уровень развития своих профессионально важных качеств;
сферы трудовой деятельности;
правила выбора профессии, карьеры;
значение правильного самоопределения для личности и общества;
цели и значение домашней экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;
экономические связи семьи с рыночными структурами общества;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества;
принципы и формы предпринимательства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять самоанализ развития своей личности;
проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Экологическая культура
Учащиеся должны знать:
особенности научно-технической революции второй половины XX века;
глобальные проблемы человечества в конце ХХ и начале ХХI века: проблема исчерпания ресурсов Земли и загрязнение окружающей среды;
вредное воздействие на окружающую среду промышленности, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий;
виды загрязнения атмосферы. “Парниковый эффект”, кислотные дожди. Методы борьбы с загрязнением атмосферы;
законодательные и экономические меры по охране природы;
принципы экологической экспертизы проектов;
возможности переработки отходов;
пути экономии энергии и материалов;
особенности экологического мышления и экологической культуры, экологического здорового образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
учитывать экологические проблемы при решении технологических задач;
учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач;
оценивать качество питьевой воды;
измерять количество нитратов в продуктах питания и оценивать связанную с ними опасность для здоровья человека;
изготавливать сувениры, предметы домашнего обихода из вторичного сырья.
Элементы домашней экономики и основы предпринимательства
Учащиеся должны знать:
цели и значение домашней экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной части;
возможность рационального использования средств и пути их решения;
цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.
Учащиеся должны уметь:
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
анализировать рекламу потребительских товаров;
осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;
выдвигать деловые идеи;
изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
Сельскохозяйственный труд
Учащиеся должны знать:
задачи весенней и осенней обработки почвы;
условия выращивания наиболее распространенных овощных, цветочно-декоративных, плодово-ягодных культур;
постановки опытов с растениями;
сроки уборки урожая наиболее известных овощных культур и сбор семян цветочно-декоративных растений;
назначение севооборотов;
биологические особенности и агротехнику овощных рассадных и корнеплодных, цветочно-декоративных и плодово-ягодных, полевых культур;
меры защиты растений от вредителей безопасными для здоровья людей способами.
Учащиеся должны уметь:
убирать и учитывать урожай;
собирать и сортировать семена цветочно-декоративных культур;
обирать и закладывать на хранение семенники овощных культур растений, высаживать их в грунт;
подготавливать почву в защищенном грунте и проводить в нем посев семян овощных и цветочно-декоративных культур;
пикировать рассаду;
размножать вегетативным путем растения;
сажать и обрезать деревья и кустарники, ухаживать за полевыми и плодово-ягодными культурами;
применять доступные приемы механической борьбы с вредителями;
работать с ручным инвентарем (лопата, грабли, рыхлитель);
соблюдать правила безопасности труда;
ставить простейшие опыты на учебно-опытном участке;
размечать делянки для посева семян и посадки луковиц, клубней растений и плодово-ягодных культур;
вести наблюдения за ростом и развитием растений;
экономно расходовать семенной и посадочный материал;
закладывать компост;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Работа с тканью
Учащиеся должны знать:
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования предъявляемые к национальной одежде;
общие сведения о системах конструирования одежды;
правила построения и оформления чертежей швейных изделий;
правила снятия мерок для построения чертежей;
понятие о композиции в одежде, национальный колорит;
способы моделирования;
правила подготовки выкройки к раскрою;
приемы влажно-тепловой обработки;
основные требования по уходу за одеждой;
способы ремонта одежды;
способы удаления пятен с одежды;
условия труда и требования к дизайнерам и специалистам по технологии обработки тканей;
устройство швейной машины.
Учащиеся должны уметь:
читать и строить чертежи простых изделий;
снимать мерки и записывать результаты измерений;
подготавливать выкройки к раскрою;
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани;
оаботать с журналами мод, читать и строить чертежи, моделировать выбранные фасоны;
изготавливать, конструировать элементы национальной одежды;
регулировать качество машинной строчки;
устанавливать иглу; Подбирать иглу и нить в зависимости от вида ткани;
определять и устранять неполадки швейной машины;
чистить и смазывать швейною машину.
Культура дома и фитодизайн
Учащиеся должны знать:
общие сведения из истории интерьера, требования предъявляемые к интерьеру жилых помещений;
меры по борьбе с насекомыми и грызунами;
культуру поведения в семье;
основы семейного уюта;
традиционные и семейные праздники;
роль комнатных растений и способы их размещения в интерьере;
влияние комнатных растений на микроклимат помещений;
правила составления букета.
Учащиеся должны уметь:
разрабатывать интерьер жилых помещений;
оформлять интерьер изделиями собственного изготовления;
выращивать, ухаживать и размещать комнатные растения в жилых помещениях и офисах.
Косметика, здоровье, гигиена
Учащиеся должны знать:
основные правила санитарии и гигиены;
единства стиля костюма, прически, косметики и интерьера;
правила пользования средствами косметики; Правилами нанесения и снятия макияжа;
санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам для ухода за волосами.
Учащиеся должны уметь:
поддерживать нормальное санитарное состояние жилых помещений;
соблюдать правила санитарии и гигиены.
Кулинария
Учащиеся должны знать:
санитарные требования к помещению кухни и столовой;
правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;
общие требования о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки;
технологию приготовления блюд из сырых и варенных овощей, изменение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;
правила сервировки стола к завтраку, обеду и ужину, традиционным и национальным праздникам; правила поведения в гостях, за столом;
общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека, об ассортименте кисломолочных продуктов, кулинарные блюда из творога;
общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микроорганизмов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающих через пищу, о профилактике инфекций;
о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов и т.п.;
природные источники воды, способы обеззараживания воды, разогрева и приготовления пищи в походных условиях;
Учащиеся должны уметь:
работать с бытовыми электроприборами, с моющими чистящими химическими веществами, мыть посуду, применять моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды;
оказывать первую помощь при ожогах и поражениях электрическим током, пищевых отравлениях;
осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями;
определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и варенных овощей;
сервировать стол;
принимать гостей;
рассчитывать количество и состав продуктов для похода, обеспечивать сохранность продуктов, соблюдать правила санитарии и гигиены в походных условиях, готовить пищу и обеззараживать воду в походных условиях, соблюдать меры противопожарной безопасности;
готовить основные национальные блюда народов населяющих Республику Башкортостан.
Мастерская Деда Мороза
Учащиеся должны знать:
историю праздника и его атрибутику.
Учащиеся должны уметь:
изготавливать новогодние костюмы, подарки, сувениры и новогоднею атрибутику.
Творческий проект
Учащиеся должны знать:
последовательность выполнения проекта;
технику выполнения проекта;
особенности выполнения индивидуального и коллективного проекта;
этапы выполнения проекта: выделение задачи, исследование, отбор наиболее удачных идей, развитие идей, планирование, решение задачи, оценка успешности применения данного решения, защита проекта.
Учащиеся должны уметь:
изготавливать проекты изделий с учетом требований художественного конструирования.
разрабатывать проекты с применением современных информационных технологий.
Рекомендуемая к прочтению литература
- Технология обработки ткани: учеб.для 5класса общеобразоват. учреждений/ В.Н. Чернякова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., пераб. / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2004.
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных школ/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2002.
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2003.
- Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)./ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 1999.
- Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)./ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2002.
- Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 1998.
- Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2003.
- Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2004.
- Л.Н. Мансурова Календарь овощевода. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.
- Технология: методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда. – М.: Дрофа, 2003.
- Методика преподавания курса “Технология обработки ткани”: 5-9 кл: Кн. для учителя/ В.Н. Чернякова. – М.: Просвещение, 2002.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/ сост. В.М. Казакевич, А.М. Маргенко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
- Занятие по трудовому обучению в 5 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. перераб. и допол. – М.: Просвещение, 1990.
- Марковский Ю.Б. Современный цветник. Миксбрдер. – М.: Просвещение, 2002.
- Вторая жизнь вещей: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
- Максимова М.В. Энциклопедия вязания. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Гтльман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Рябина Г.В. Макроме. Издание для досуга.: ПК “Алтай”. 1993.
- Семенова Н.И. Крючок, челнок и клубок. Пособие для начинающих рукодельниц. (Серия “Домашняя практическая библиотека”).: “Тайм – Аут”. 1995.
- Миронова Т.В. Вышиваем крестом. Первые шаги. – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
- Ермакова С.О. Вышиваем крестом. Подарки к праздникам. – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
- Хворостухина С.А. Вышиваем гладью. Идеи для домашнего уюта. - М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
- Кулер Д. Лоскутное шитье. Покрывала, подушки, мелочи для кухни/ пер.с анг. Ю.К. Рыбаковой. – М. : ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
- Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.: изд-во Эксмо. 2004.
- Головкин Б.Н., Колобов Е.С., Костюченко Л.П. Все о комнатных растениях. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002.
- Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Комнатные растения. Целители в вашем доме. – М.: ЗАО “Фитон+”, 2003.
- Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделе. Художественная роспись тканей. Практическое пособие для руководителей школьных кружков/ под ред. В.А. Барадулина и О.В. Танкус. - М.: “Просвещение”, 1978.
- Н.Е. Аристамбекова Вышивка крестом. – М.: Эперна, 2005.
- Искусство вышивки лентами/ А.Г. Чернова, Е.В. Чернова – изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Е.В. Доброва Цветочные композиции: Вышиваем лентами. – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
- Молли Годдард Вязанные игрушки / Перевод с анг. Л.Крыловой. – “Контэнт”, 2003.
- О.И. Нагель Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. Издание второе, доработанное - М.: Школьная Пресса, 2004.
- Марго Формен Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера./ первод с немец. Л.Н. Кайсаровой. – изд. Арт-Родник, 2007.
- Мартина Ламель Сувениры из СД. Идеи подарков и предметов для интерьера./ первод с немец. Л.Н. Кайсаровой. – изд. Арт-Родник, 2007.
- Петра Хоффан Поделки из коктейльных трубочек. ./ первод с немец. Л.Н. Кайсаровой. – изд. Арт-Родник, 2007.
- Анне Питер, Андреа Фишер Поделки из бумажной бечевки. Предметы интерьера, украшения и аксессуары. ./ первод с немец. Л.Н. Кайсаровой. – изд. Арт-Родник, 2007.
- А. Тимаер Нарядные прихватки. – М.: Мой Мир ГмбХ&, 2005.
- Л.М. Столярова Вязанные игрушки – изд. “Культура и традиции”, 2004.
- О. Мещерякова Встречаем Новый год и Рождество всей семьей. – ООО “Торговый дом” “изд. Мир книги”, 2005.
- “Валя – Валентина. Вязание крючком, бисероплетение, вышивка”.
Тяжёлое впечатление от этой программы - ничего светлого не нашла, только красивые слова... Люди, которые пишут таким стилем, никогда ничему хорошему детей научить не смогут. А чего стоят все эти компромиссно-соглашательские уроки по "оптимизации воздействия на окружающую среду" или обучение правильному намазыванию косметики... В-общем, воспроизводят себе подобных, которые будут продолжать вредить себе и природе, но только оптимизированно!! Слов нет!
Да, ощущение больше что это не обучение, а развлекушки, чтобы время "убить" - тут это слово очень хорошо подходит.
Правда,в школе всегда только так и было.
Помню свои уроки труда - тоже, в общем-то, ничему особо не учили, но какие-то полезные навыки оттуда остались. Потом, уже через много-много лет после школы, они позволили начать изучать культуру и рукоделия самостоятельно. Пробелов, правда, очень много, были бы учителя заинтересованные - из школы и таких уроков можно было бы очень и очень многое вынести - на всю жизнь.
Надежда на то, что увлечённые учителя дадут своим ученикам то, что нужно. Такие учителя, слава богу, есть, пользуются ли они программами - не знаю, но думаю даже если и пользуются - могут в неё жизнь вдохнуть.
Странные комментарии. В программе все четко сформулировано. Нанесение косметики и под подобные темы отведено мало часов. Но в любом случае они полезны, девочки сейчас пользуются косметикой с 5 класса. Все остальные темы полезны. Может стоит вчитаться повнимательнее? И учесть, что это сельская школа, темы отличаются от городских школ, специфика немного другая...