Шацкая Ирина Анатольевна, учитель технологии.
Методические материалы для учащихся и педагогов.
Региональная программа по технологии для 8 классов (девочки):
“Знакомство с культурой народов Ставропольского края”.
Пояснительная записка
Усиление гуманистической направленности обучения и воспитания в современной школе предполагает активное приобщение школьников к духовной культуре своего народа.
Предмет “Технология” имеет широкие возможности для сохранения и возрождения материальной культуры народа. Знакомство школьников с традициями, различными видами народного искусства и ремёсел, оформлением жилища, национальной кухней способствует развитию интереса к истории своего народа, связи поколений. Изучение образцов декоративно-прикладного искусства родного края, поиски новых средств выразительности приводят к желанию не только повторить то или иное изделие, но и сделать его лучше. Всё это рассматривается в качестве обоснования для использования на уроках технологии элементов декоративно-прикладного искусства народов Ставропольского края.
Региональный компонент современных школьных программ должен стать самостоятельным принципом дидактики, средством формирования гражданского и эстетического мировоззрения подрастающего поколения.
Формирование у детей основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит декоративному народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народами формы эстетического отношения к миру.
Искусство – это великая память народа. Все, что нам оставили наши предки, должно войти в нашу жизнь, стать частью нас самих.
Высокое назначение народного искусства заключается в эмоционально-нравственной силе его воздействия на человека. Оно является хранителем народной мудрости, которая впитала в себя опыт тысячелетий. Из поколения в поколение в нем передаются не просто приемы ремесла, а мировоззрение народов, их духовная культура.
Соприкасаясь с произведениями народного искусства, дети становятся чище, благороднее. Возникновение чувства радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра.
Региональная программа рассчитана на 1 год (34 часа), количество часов в неделю (1час) – для учащихся 8 классов и может быть реализована как национально – региональный компонент курса “Технология” (Приложение 1). Интеграция данного курса с изобразительным искусством, позволит создать целостное представление о самобытной культуре народов Ставропольского края.
Цель данной программы:
Нравственно-эстетическое развитие школьников на видах декоративно-прикладного творчества и истории костюма народов Ставропольского края.
Задачи программы:
- познакомить с культурой, декоративно – прикладным творчеством и историей костюма народов Ставропольского края;
- развивать навыки самостоятельной исследовательской работы;
- закрепить навыки конструирования и моделирования швейных изделий и приемы работы с тканью и кожей;
- ознакомить учащихся с одним из видов русского народного творчества – вышивкой гладью и элементами современной объемной вышивки;
- воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к прикладным видам деятельности;
- способствовать творческому подходу к исследованию народной обрядности,
- воспитывать у учеников чувство гордости за свою национальную и духовную культуру;
- обучить изготовлению сувениров – кукол в национальных костюмах.
Воспитание на региональном материале способствует обострению внимания к духовным ценностям народов Ставропольского края, интереса и уважения к их прошлому, что открывает большие возможности развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом каждого народа.
Очень важно, что знакомство с предметным миром народной культуры происходит на уроках технологии путём включения школьников в практическую деятельность по изготовлению традиционных изделий. Основная их цель – нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства народов Ставропольского края.
Программа предусматривает при изучении раздела “Рукоделие” (7 часов), ознакомление учащихся с очень распространённым видом русского народного творчества – вышивкой) (Рисунок 1), (Рисунок 2) . Она знакомит с историей быта, традициями народа, на которых основывается современная вышивка. По теме “Вышивка” разработаны: 1 урок с использованием ИКТ и Методическое пособие “Вышивка гладью с элементами объёмной вышивки” – для учащихся 8 кл.
В результате изучения раздела “Рукоделие” учащиеся должны:
Знать/понимать
- особенности художественно – декоративного языка искусства, значение в нем ритма, симметрии, обобщённости силуэта, ограничения цветовой гаммы;
- традиционные виды ремесел, народных промыслов
Уметь
- использовать полученные знания на други видах изобразительной и трудовой деятельности;
- владеть иголкой, ниткой, работать с шаблоном;
- подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
- составлять орнамент в полосе, квадрате, круге;
- обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни
- различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия;
- для выполнения декоративно – прикладной обработки материалов повышения потребительских качеств изделий;
- для выполнения различных видов художественного оформления изделий;
В разделе “История костюма народов Ставропольского края” (13 +7 часов), учащиеся познакомятся с национальными костюмами – русских, осетин, казаков, ногайцев и других народностей края. Уроки – экскурсии этого раздела, 13 уроков должны проходить с использованием ИКТ. В процессе изготовления макетов кукол (7 часов) в национальных костюмах народов Ставропольского края учащиеся приобщаются к культуре своего народа, его традициям, обычаям (Рисунок 3), (Рисунок 4).
В результате изучения раздела “История костюма народов Ставропольского края” учащиеся должны:
Знать/понимать
- виды традиционных народных промыслов;
- назначение различных швейных изделий;
- основные стили в одежде и современные направления моды, связь между современной одеждой и элементами народного костюма;
Уметь
- выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
- владеть иголкой, ниткой, работать с шаблоном;
- подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
- выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий;
- обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни
- для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно – тепловой и художественной обработки изделий;
- для выполнения декоративно – прикладной обработки материалов повышения потребительских качеств изделий;
- для выполнения различных видов художественного оформления изделий;
Характер основных элементов костюма складывался в течение многих веков и определялся условиями жизни каждого народа. Основными материалами для изготовления одежды служили ткани из растительных волокон, сукно, а также овчина и кожа.
В разделе “Художественная обработка материалов” (4 часа) учащиеся более подробно ознакомятся с декоративной обработкой кожи. По собственным эскизам они смогут изготовить украшения из этого материала (Рисунок 5), (Рисунок 6). По теме “Кожа в умелых руках” разработаны: 1 урок с использованием ИКТ и Методическое пособие “Кожа в умелых руках” – для учащихся 8 класса.
В результате изучения раздела “Декоративная обработка материалов” учащиеся должны:
Знать/понимать
- способы получения дорогого натурального материала;
- традиционные виды ремесел, народных промыслов;
Уметь
- использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;
- подбирать материал по назначению изделия;
- сделать подарки своими руками близким;
- обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни
- различать виды и качество кожаных изделий;
- делать оригинальные вещи из вторичного сырья по своим эскизам;
Программой предусмотрены экскурсии (2 часа) на выставки декоративно – прикладного искусства, в Ставропольский государственный историко-культурный музей имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве, краевой музей изобразительного искусства, где учащиеся смогут увидеть подлинные народные костюмы. Результатом изучения программы будет являться выставка – отчет (1час) декоративно – прикладного творчества учащихся на которой будут представлены, макеты кукол в национальной одежде народов Ставропольского края, поделки из кожи, вышивки в технике “гладь”.
Знакомство с многообразием национальной одежды народов нашей страны, их культурой и бытом – органическая часть интернационального воспитания учащихся.
Учебно-тематический план
- № разделов и тем; Название разделов и тем; Количество часов
- Всего; Теория; Практика
- 1.; История костюма народов Ставропольского края; 20; 13; 7
- 1.1; Нет ничего краше русского костюма; ; 1;
- 1.2; Вышивка в украинском народном костюме.; ; 1;
- 1.3; Изготовление макета русского народного костюма. Изготовление макета украинского народного костюма.; ; ; 1 Работа по группам
- 1.4; Болгарский народный костюм.; ; 1;
- 1.5; Изготовление макета болгарского народного костюма.; ; 1;
- 1.6; Костюмы народов Северного Кавказа – ногайский народный костюм. Элементы армянского народного костюма.; ; ; 1 Работа по группам
- 1.7; Изготовление макета армянского народного костюма.; ; 1;
- 1.8; Женский кабардинский костюм.; ; 1;
- 1.9; Изготовление макета ногайского народного костюма. Изготовление макета кабардинского народного костюма.; ; ; 1 Работа по группам
- 1.10; Головные уборы чеченского народного костюма.; ; 1;
- 1.11; Украшения даргинского народного костюма.; ; 1;
- 1.12; Изготовление макета чеченского народного костюма. Изготовление макета даргинского народного костюма.; ; ; 1 Работа по группам
- 1.13; Элементы карачаевского народного костюма.; ; 1;
- 1.614; Элементы туркменского народного костюма.; ; 1;
- 1.7; Изготовление макета карачаевского народного костюма. Изготовление макета туркменского народного костюма.; ; ; 1 Работа по группам
- 1.8; Элементы цыганского народного костюма.; ; 1;
- ; Быт немецкой семьи.; ; 1;
- 1.9; Изготовление макета цыганского народного костюма. Изготовление макета немецкого народного костюма.; ; ; 1 Работа по группам
- 1.20; Народный костюма Греции.; ; 1;
- ; Изготовление макета греческого народного костюма .Подготовка к отчету о проделанной работе.; ; ; 1
- 2.; Экскурсии в музей; 2; ;
- 3.; Рукоделие; 7; 1; 6
- 3.1; Азбука вышивальной грамоты.; 1; ;
- 3.2; Контурная гладь; ; ; 1
- 3.3; Теневая гладь.; ; ; 1
- 3.4; Русская гладь; ; ; 1
- 3.5; Атласная гладь; ; ; 1
- 3.6; Элементы объемной вышивки.; ; ; 1
- 3.7; Элементы объемной вышивки.; ; ; 1
- 4.; Художественная обработка материалов.; 4; 1; 3
- 4.1; Декоративная обработка кожи.; 1; ;
- 4.2; Изготовление кулона по собственному эскизу.; ; ; 1 Работа по группам
- 4.3; Изготовление закладки по собственному эскизу.; ; ; 1 Работа по группам
- 4.4; Изготовление панно по собственному эскизу.; ; ; 1 Работа по группам
- 5.; Выставка – отчет декоративно – прикладного творчества учащихся; 1; ;
- ; Всего:; 34; 15; 16
Литература, рекомендуемая для работы учащимся.
- Бакланов Т.И., “Мировая Художественная Культура”, “Интербук”, Москва,2001
- Горяева Н.А., “Твоя мастерская”, “Просвещение”, Москва 2000.
- Горяева Н.А., “Декоративно – прикладное искусство в жизни человека”, “Просвещение”, Москва 2000.
- Миловский А. “Народные промыслы”, “Мысль”, Москва 1994.
- Симоненко В.Д. “Технология” – 8 класс, “Вентана – Грант”, Москва 1999.
- Шпикалова Т.Я. “Основы народного и декоративно – прикладного искусства”, Москва 1996.
- Исламгалиева С.К. Культурология. – М: Издательство “Экзамен”, 2005
- Константинова С.С.История декоративно – прикладного искусства”, – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом.– СПб.: Питер, 2004.
- Орлова Н.А. История вещей – М.: Издательство АСТ,1998
Литература, используемая в работе учителем.
- Аникеев А.А. Моя малая Родина. СГПУ. Ставрополь,1994.
- Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом.– СПб.: Питер, 2004.
- Венков А.В. История казачества России: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательство РГУ,2001.
- Ефименко Л.Т. Живая россыпь. – Тверь, Издательство ИНИКО, 2004.
- Исламгалиева С.К. Культурология. – М: Издательство “Экзамен”, 2005
- Константинова С.С. История декоративно – прикладного искусства.Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Лазарева А.Г. Истоки: Опыт работы детских общественных организаций и объединений. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. Издательство СГУ, 2002.
- Масалова А.Г. Возрождение казачества на Северном Кавказе.– Ставрополь:
- Некрасова М.А. Народное искусство России – М.: “Советская Россия”, 1983
- Орлова Н.А. История вещей – М.: Издательство АСТ,1998
- Понамарева Е.Т. История ремесел. – Издательство АСТ, 2000.
- Прохоров А.М. Энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1988.
- Соловьев В.М. Русская культура. – М.: Белый город, 2004.
- Таболина Т.Б. Казачество: формирование правового поля. – М: ИЭиАРан.,2001.
- Чудакова Н.В.Я познаю мир. Культура. – Издательство АСТ,1996.
- Чудакова Н.В.Я познаю мир. История. – Издательство АСТ,1996.
- Журнал “Сделай сам” №2 – М.: Издательство “Знание”, 1993.
- Журнал “Школа и производство” № 10 – М.: “Педагогика”,1990.
- Газета “Ставропольский бизнес”№10, 2006.
- Газета “СП” от13 октября 2006г. “Новоселицкому – 200 лет”.Авт. В. Шаповалов и др.
- Е.А. Добрицкая. – Современная энциклопедия для девочек. – Мн.: Современный литератор, 1999г.
- Васильева – Гангнум Л.П. Уроки занимательного труда. М.: Педагогика, 1987.
- Ханус С. – Как шить? – М.: Легпромбытиздат, 1992.
- Сост. А.М. Гукасова..Рукоделие в начальных классах.М., Просвещение, 1981
- О.Г. Жукова “Кожа, что всех тканей дороже”, Издательство “Знание ”,1977 г.
- Н. П. Коноплёва “Работаем со старой кожей ”, Издательство “Знание ”,1982 г.
- А.А. Ладанюк “Ювелирка из кожи ”, Издательство “Знание ”,1959 г.
- В пособии использованы фотографии готовых работ, схемы, инструкционные карты, разработанные автором – учителем технологии Шацкой И.А.
- М. Максимова, М. Кузьмина. Вышивка – первые шаги. ЗАО “ЭКСМО”, 1996 г.
- Х. Пирс – Объемная вышивка, Ниола 21 век, 2004 г.
Пустая программа, сделанная для галочки и людьми, совершенно далёкими от этого. Красивые слова, не подкреплённые делом. Почему, например, в разделе рукоделия хвалятся вышивкой, а дают только гладь и объёмные швы? Где те простые швы, которые и использовались чаще всего в народе? Где тамбур - самый распространённый шов, где счётные швы, стебельчатый, обмёточный, козлик... строчка простая, наконец? Так и сложится у детей впечатление, что вышивка - это сложное, долгое и нудное занятие, т.к. за один урок глади не научиться, разве только русской. И ничего о народном искусстве дети опять не узнают, кроме того, что посмотрят на экспонаты на картинках. Что можно узнать о костюме за несколько уроков и со стороны? Хоть бы фартучки или прихватки с вышивкой делали, что ли, чтобы в дома, в жизнь теперешнюю, принести народное искусство! Какой толк с того, что это искусство покажут издалека? По одному уроку на костюмы разных народов - это курам на смех, за такое время даже приблизительное представление об этом получить трудно...
Да, все такие программы, с одной стороны - хороши, их много - и все про культуру, но, но, но... Знаний-то они и правда не дают, а представление - смутное и расплывчатое.
Единственное что тут может быть полезного - это, может, у кого-то из детей свой интерес к культуре возникнет, и они потом сами смогут что-то найти, изучить, хотя конечно это предположение сомнительно очень.