dona

Инуиты. Культура на ткани

Инуиты живут в суровых условиях Арктики, где снега и льды окружают из больше 10 месяцев в год. Их быт, искусство и культура развивались в суровейшем климате на Земле. Инуиты осваивают и совершенствуют искусство шитья. В этом деле они руководствуются практическими соображениями, чтобы искусно шить одежду жизненно необходимую для арктической стужи. У инуитов эти навыки передаются от матерей дочерям на протяжении тысячелетий.


подпись
Эскимосы
(эскимос. ) — коренной народ, населяющий территории от восточного края Чукотки до Гренландии. Всего — около 70 тыс. человек (на 2009 г., приблизительно). Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. Антропологи считают, что эскимосы — монголоиды арктического типа (малая арктическая раса). Их основное самоназвание — «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен Абнаков и Атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

Среди эскимосов практически нет христиан, они анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который заправляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне — посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов — священный предмет.

«Инуиты» (самоназвание эскимосов, что в переводе означает «люди», «человек») – слово для большинства малознакомое и непривычное. Сумрак неведения слегка рассеивается, когда его заменяют более распространенным в России названием – «эскимосы». Но не до конца, поскольку и об эскимосах мы знаем лишь понаслышке. Жизнь, культура и мировоззрение инуитов очень похожи на жизнь и культуру ненцев, ханты и многих других северных народов, так как формировались и развивались они в единых условиях суровой Арктики. 

Кто же такие инуиты? Это один из малочисленных народов мира (общая численность – около 115.000 человек), который освоил самые труднодоступные земли северных широт по берегам Ледовитого океана и его морей - Берингова, Чукотского, Бофорта. В Гренландии они заселили области, свободные от ледников, на юго-западе и северо-западе острова (47.000 человек). В Канаде инуиты занимают в основном прибрежные материковые районы (около 28.000 человек). На Аляске зона их расселения протянулась от прибрежн


Инуиты (эскимосы) - амаути.
ых районов вдоль Северного Ледовитого океана и Берингова моря, доходя на юге, до северного побережья залива Аляска и острова Кодьяк (около 38.000 человек). Небольшая группа эскимосов живет и в России на восточном побережье Чукотки (примерно 1700 человек). Самый северный поселок эскимосов - Туле в Гренландии - находится на 80-й параллели, самый южный - на Лабрадоре в Канаде (Гамильтон) - на 55-й параллели. 

Происхождение инуитов спорно. По-видимому, их прародиной была северо-восточная Азия, откуда они переселились через Берингов пролив в Америку. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура – древнеберингоморская (


Инуиты, 1914 год
до VIII в. н.э.). Для нее характерна добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. На американском континенте являются третьей «волной» переселенцев из Азии. 

Эскимосы - удивительный народ, чья культура полностью приспособлена к условиям Крайнего Севера. Расселившись на такой огромной территории, он настолько сохранил общность языка, что эскимос из Гренландии с легкостью может понять эскимоса с Чукотки. К тому же язык этот ученые не могут отнести ни к одной известной на земле языковой семье, он стоит особняком. 

Панно «Тундра» вышито ажуром цветных нитей. Узоры на панно составлены из разноцветных дуг с нежными переливами. Цветы и трава, словно только что показались из-под снега, как великое чудо природы. «Когда я была маленьким ребенком, мне нравилось наблюдать, как в тундре появляются цветы. Я была очарована ими. Цветы в тундре были такими прекрасными! Эти великолепные цветы навсегда остались в моей памяти. И я стараюсь перенести эти воспоминания на свои декоративные панно». (Из интервью художницы Рут Каулуаайук (род 1932г.) в 2004 году).

Панно «На рыбалке» выполнено на синем «морском» фоне. Но здесь представлен не только человек, поймавший рыбу, но и практически все элементы жизни инуитов: сеть, копье с обоюдоострым наконечником стреловидной формы (пана), поворотный гарпун (унг’ак’) с отделявшимся наконечником из кости: при попадании в цель наконечник поворачивался поперек раны и отделялся от древка. Чтобы добыча не утонула, к наконечнику тонким ремнем прикрепляли поплавок (аўатах’пак) из целой нерпичьей шкуры: один при охоте на моржа, три-четыре – при охоте на кита. Сети для ловли тюленей изготавливали из тонко нарезанных пластин китового уса и из ремней лахтачьей шкуры. Добивали раненого зверя каменным молотком (нак’шун). Женскими орудиями труда были нож (уляк’) и скребок с каменным или металлическим вкладышем для выделки шкур (як’ирак’). Нож имел лезвие трапециевидной формы с закругленным режущим краем и деревянную рукоятку. Животные и рыбы, которые считаются инуитами священными животными, а охота на них - единственный способом прокормить семью: рыбы, тюлень, белый медведь.

Панно «Северное сияние» построено на вертикальных переливах голубого, фиолетового, розового цветов – сполохов северного сияния. Посредством изображения этих вспышек северного сияния автор как будто бы хочет показать нам целостную взаимосвязь нескольких миров:Первый мир – это само северное сияние. Среди инуитов распространён миф, что полярное сияние может быть вызвано свистом, а хлопок в ладоши заставит его погаснуть. Другие мифы говорят, что полярное сияние вызвано духами, играющими в небесный футбол черепом моржа.Некоторые расценивают полярное сияние как показатель хорошей погоды, которая будет принесена духами, другие видят в полярном сиянии недоброжелательность духов и берут с собой оружие для защиты от него, если необходимо выходить наружу. Даже существует поговорка: «Тот, кто долго глядит на полярное сияние, скоро сойдёт с ума!»Второй мир - это пять личин божеств, наблюдающие за миром людей и животных, которые кажутся им цветными фигурками. Вся природа населена духами. Наиболее распространённая разновидность духов - инуа - хозяева или хранители предметов, животных, явлений природы. Инуа есть у скал, озёр, мысов, особенностей рельефа, направлений ветра, у сна и других состояний человека и животных. Инуа может принимать вид маленького человечка с деформированными чертами лица или маленькой копии того предмета или животного, духом которого он выступает. От инуа отличают тарнек - души людей и животныхТретий мир - шаманы, которые ударяя в барабаны, могут видеть и слышать голоса богов.Четвертый - люди, которые живут своей повседневной жизнью: едут на санях запряженных собаками, занимаются рыболовством, живут в иглу и звери, птицы.

Панно «Работая и играя» выполнено на черном фоне и сочетает в себе много персонажей и сюжетных линий. Это панно знакомит зрителя с материальной культурой и повседневным бытом обитателей Крайнего Севера.На панно «оживают» сцены, взятые из обычной жизни полярных рыбаков и охотников:В верхней части - рыбак плывет на каяке (каяк - мужская охотничья лодка из тонких деревянных или костяных планок, обтянутая моржовой шкурой, длиной 5,5 м для преследования морского зверя).Также мы видим зимнее средство передвижения – собачьи нарты (к`имухсик), они изображены в перевернутом виде. Так инуиты оставляют сани и лодки без присмотра, чтобы их не поцарапали собаки или олени.В нижней части - рыбаки при помощи гарпуна вытаскивают свою добычу – рыбу и тюленя, снежный дом – иглу, бегущие собаки, мордочки животных.На панно показаны необходимые и любимые инуитам игры: игра в бубен, игра с палкой, с перекладиной, с веревочками. Одна из игр: необходимо перепрыгивать через натянутую веревку и совмещать прыжок с пением - когда каждый стремиться перепеть друг друга, пока кто-нибудь из них не рассмеется.Рут Тапатье представляет младшее поколение художников Бейкер-Лейка, продолжающее художественные традиции, заложенные их родителями и прародителями. Ее работы легко распознать благодаря ярким краскам и динамичным образам, присущим этой художнице.

Панно «Община» иллюстрирует семейную жизнь и занятия инутитов. Первая – непосредственно семейно-родовые отношения. Глядя на это панно, мы можем представить, как складывались и складываются взаимоотношения между семьями и внутри каждой инуитской семьи. Издавна поселение инуитов состояло из нескольких групп родственных семей, зимой занимавших отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Мужчины такой общины составляли байдарную артель, в древности в артель собирались только родственники. С середины XIX века старшины артелей стали собственниками байдар и при распределении добычи получали общую часть. Главой селения был умилык – самый сильный и ловкий член общины. Существует такое мнение, что у инуитов ко времени прихода европейцев существовала материнская родовая община, которая дробилась на малые семьи. До XX в. у них еще встречались пережитки материнского рода в виде многомужества, счета родства по женской линии, особых прав дядей по матери на племянников и другие. Семья обычно состояла из мужа, жены, детей и одиноких или престарелых родственников. В зажиточных семьях встречалось многоженство. Существовали обычаи отработки за жену, сватанья детей, женитьбы мальчика на взрослой девушке. Широко был распространен обычай обмена женами между «товарищами по браку». Социальные и производственные отношения в поселке тесно переплетались. Отношение к детям у инуитов всегда было очень трогательным: их любят до безумия и редко наказывают. Однако, раньше бывали случаи, когда жизненная необходимость заставляла общину убивать старых, больных и младенцев (особенно женского пола). Большое пространство панно «населено» животными и птицами, так Нэнси показала их значимость в жизни инуитов. Животные и птицы, окружают и сопровождают инуитов в течение всей жизни. Инуиты верят в существование души у животных и в родственную связь их с человеком. Поэтому мы видим, что белые медведи на снежно-белом фоне стали желтыми, солнечными; летящая утка – выполнена в темно-зеленом цвете: так она выглядит в действительности, если смотреть на нее в зените солнца. Атрибуты охоты и рыболовства представлены отдельно как важные элементы жизни: солнечные очки создают ощущение, что мы смотрим в яркий солнечный день на снег; лук, контрастируя с белым фоном, дает ощущение, что его оставили его до следующей охоты; нож (улу) – создает впечатление, что картина еще незакончена и мастерица отправилась передохнуть, а его положила на полотно случайно, забыв. Гарпун, сани и многое другое дает ощущение пространства, насыщенности жизни, движения, событий в этом пространстве.

Панно «Энергия жизни» представляет собой вращающийся вокруг желтой звезды – солнца мир живых существ, дающих возможность выживания человеку: птиц и рыб. Веточки растений вокруг уток также устремлены к солнцу. Края картины украшены орнаментом, символизирующим женский нож для выделки шкур – улу.

Панно «Лето и зима». В этом панно лица людей и мордочки животных вертикально делят полотно на две части: в одной части представлена летняя жизнь – летний чум и летняя одежда, в другой – снежный дом иглу.

Панно «Охота на белого медведя». Охота на белого медведя, запрещена практически везде в мире, но в виде исключения разрешенная местным жителям, - это один из немногих способов накормить семью. Панно представляет нам сцену охоты, но за счет того, что оно выполнено на черном фоне, символизирующем Полярную ночь, а люди выглядят гигантами по сравнению с медведем, создается ощущение сказочности сюжета. В инуитской мифологии достаточно много мифов и легенд, которые позволяют по разному посмотреть на происхождение, поведение белого медведя. Мы остановимся на одной. «Живет мальчик с теткой. Мальчик отправляется в путешествие на каяке по Юкону, в одном селении люди ломают каяк, бьют его и держат у себя. Один мужчина помогает мальчику вернуться домой. Мальчик с теткой делает изображение красного медведя и просит его отомстить обидчикам. Медведь убивает всех, кого видит, пока не возвращается в это селение: люди просят женщину удержать медведя, она говорит ему, что эти люди помогали ей, и обращается к медведю с просьбой нападать на людей впредь только тогда, когда люди будут его обижать; медведь уходит в тундру».

  • Культура на ткани - очень точное название. До чего же много в мире прекрасного, многому можно учиться и многое изучать!

    dona
  • Это подлинное, не кабинетное, искусство - отражение красоты реального мира в душе человека, непосредственно живущего в окружении этой красоты. Такое восприятие мира потому и поражает нас своей глубиной, что мы, живя в искусственном и уродливом мире своих городов, не видим и НЕ ЗНАЕМ природу так близко.

    кельт
  • Разглядываю стежки - спасибо что есть такие фото! На большом панно даже непонятно - как это сделано?.. Оказывается, вышивка и простёжка! И правда, удивительно.

    dona