Вышивка бисером индейцев Кроу
Кроу, или апсароки (Apsaruke), отделились от своих исторических предков хидатса около 175 лет назад. В то время Кроу представляли собой племя кочевых охотников, которые жили в кожаных типи в долине реки Йеллоустон. До истребления бизонов жизнь Кроу была прекрасна. Индейцы были богато и хорошо одеты. Они были известны как верные друзья белых — сильные, смелые охотники, владевшие прекрасными землями и табунами лошадей. Они сражались со своими врагами Черноногими на севере и тетонами на востоке. По окончании межплеменных войн и истребления бизонов, Кроу были поселены в большой резервации на своей территории, на юго-востоке Монтаны, где они живут за счёт животноводства и фермерства. Доблесть и сила Кроу сохраняется в историческом развитии ремесла и искусства.
Оглядываясь назад на историю развития вышивки у индейцев Кроу, мы видим три основные составляющие: украшение одежды, украшение конской упряжи и всевозможные сумки и чехлы. Хотя все три вида работ: вышивка иглами дикобраза, раскраска, вышивка бисером были известны еще в начале прошлого века, вышивка бисером стала популярной и разнообразной гораздо позже.
Кроу не были похожи на Черноногих и Сиу, которые горячо и нежно любили спиртное, привозимое белыми. В первой половине XIX в. Кроу вообще были трезвенниками. В 1833 г. Шарль Ларпентье отмечал, что «…они совсем не пьют, торговля у них идёт хорошо, у них есть прекрасная одежда и много лошадей. Племя производит неизгладимое впечатление во время кочёвки».
Вышивка бисером у Кроу
Три основных ремесла — это одежда, конская упряжь, всевозможные сумки. Вышивка бисером — второе по важности ремесло после вышивки иглами дикобраза. Женщины Кроу использовали три технологии стежка.
Скальповая рубаха Кроу, вышитая бисером.
Одна из них - стежок с перехватом, или стежок на месте. По этой технологии на одну нить набирают бисер и пришивают по определенному рисунку. Вторая нить путем перехвата через каждые две-три бусины крепит бисер согласно выбранному рисунку. Такая техника служит при заполнении фона и создает плоский эффект законченной работе. Женщины Черноногих массово использовали этот стежок в резервационный период. Вышивальщицы Кроу использовали его в изогнутых линиях, при шитье розеток или при вышивке цветочного орнамента, а также при обводке больших фигур строчкой из белого бисера.
Скальповая рубаха Кроу, вышитая бисером.
Скальповая рубаха Кроу, вышитая бисером.
Второй стежок - как ленивый. Бисер пришивается серией коротких, параллельных рядов одной нитью, и ряд тянется от одного конца до другого. Создается видимый волнистый эффект. Эта технология была широко использована племенами Верхней Миссури начиная с крупного пони-бисера и до появления мелкого зернового бисера среди Сиу, шайенов, арапахо. Кроу использовали этот стежок лишь для выполнения узких бордюров, маленьких треугольников. Этим стежком вышивали типичный шейный «галстук», седельные сумки и плащи из лосиных шкур. П
Леггины, вышитые бисером и иглами дикообраза.олосы обычно полдюйма шириной.
Леггины, вышитые бисером и иглами дикобраза.
Третья технология развивалась вышивальщицами в резервационный период. Бисер пришивался по материалу длинными параллельными рядами. А чтобы изделия приобрело более культурный вид, другой нитью они прихватывали бисерные стежки к материалу через несколько дюймов. Вторая нить оборачивается вокруг основной. С течением времени эта технология стала обычной среди Кроу и получила название «модифицированный ленивый стежок». И так как стежок был описан впервые как стежок Кроу, он так и значится во многих изданиях. Вышивальщицы Кроу заполняли большие площади фона одним цветом, а рисунок выполнялся геометрическими фигурами, позже — цветочным орнаментом. Нить перехватывалась через каждые 6-12 бусин, в частности, на многих ноговицах Кроу при ширине стежка 2,5 дюйма сделано 5 перехватов.
Хотя женщины Кроу редко выполняли две стороны изделия одинаковым рисунком, имелась тенденция к ограничению числа элементов.
Держит-Своего-Врага. Вашингтон, 1910 г.
Цветочный орнамент включает в себя вышивку цветов, листьев, стеблей, и особо не отличается от подобных вышивок соседних племен. Вышивка цветов преобладала на мокасинах, ноговицах, безрукавках, манжетах, перчатках и маленьких сумочках.
Другие геометрические орнаменты, используемые в более позднее резервационное время, не характерны для Кроу, они заимствованы у соседей, в основном у Черноногих и Сиу. Характерный для Черноногих узор «гора» в виде ступенчатого треугольника редко, но встречается в вышивках Кроу.
Цвета бисера, используемые индейцами Кроу
Пони-бисер, используемый для вышивания у племен верховьев р. Миссури имел сравнительно большой размер, но ограниченное количество цветов – голубой, белый, черный, красный и перламутровый. Из этих пяти цветов Кроу в своих работах в период 1860 -х. отдавали предпочтение голубому бисеру.
Женское платье, украшенное имитацией зубов оленя-вапити и бисерной вышивкой.
Однако позднее, а также в резервационный период на смену пони-бисеру (pony beads) приходит более мелкий бисер, называемый зерно-бисер (seed beads). Старая торговая карта с образцами начала 1900-х годов представляет нам уже 80 цветов зернового бисера, из которого индейские женщины могли выбрать то, что больше понравится. Тем не менее, в бисерных работах Кроу преобладают только 7 цветов во всевозможных комбинациях. Поэтому бисерные работу Кроу можно различить по трем признакам: а) цвету; б) элементам вышивки; в) манере шитья.
Обычные цвета бисера, используемые Кроу для вышивки – светло-голубой, лавандовый, белый, темно-синий, красный, желтый и зеленый. Черный и оранжевый использовались, но очень редко.
Женские и детские леггины, вышитые бисером.
На фон Кроу всегда отдавали предпочтение светло-синему бисеру, иногда его заменял лавандовый. Но фон из белого бисера, характерный для Сиу, у Кроу не встречается.
Белый бисер Кроу обычно использовали для бордюра больших вышитых площадей. Белым бисером, в одну линию, подчеркивали большие вышиты фигуры, выделяя их на общем фоне из светло-синего или лавандового бисера.
Пояс и две полосы на одеяло, вышитые бисером.
Темно-синий бисер часто использовался для обрамления больших фигур.
Красный, желтый, зеленый бисер использовали при вышивке для акцентирования цветовой гаммы.
Плащ из оленьей шкуры, вышитый бисером.
Покупная материя, в основном красная фланель, использовалась в вышивке в качестве фона, и очень редко использовался для фона красный бисер.
Цветовой символизм объясняется следующим образом: Красный – кровь и желание мести. Черный (очень редкий в вышивках Кроу) – совершенную месть или тучи. Белый – чистоту, град и туман. Зеленый – землю .
Источник:
CROW INDIAN BEADWORK
A DESCRIPTIVE AND HISTORICAL STUDY
by
William Wildschut
John C. Ewers
EAGLE’S VIEW PUBLISHING
1985
Для статьи использовались материалы сайта crow-indians.narod.ru/material/crow beadwork/2.htm.