Гжель в XVIII веке
В течение всего XVIII века английский фаянс был основным конкурентом гжельского на русском рынке. В течение всего столетия предпринимались попытки создать материал, подобный английскому фаянсу.
Гжель стала первым центром, где начались систематические поиски рецептуры нового материала. Путь к созданию тонкого фаянса здесь оказался более долгим и сложным, чем на казенной Киево-Межигорской мануфактуре и некоторых купеческих фабриках. В процессе поисков в Гжели из местной светлой глины и извести (опоки) был создан новый материал, промежуточный между майоликой и тонким фаянсом, получивший название “полуфаянс” или “простой фаянс". Изделия из него имели почти белый, но толстый пористый и непрочный черепок. Однако технические недостатки посуды искупались ее художественными достоинствами. Разнообразные кумганы изящных форм, квасники, кувшины, кружки, чернильницы, солоницы расписывались яркими синими орнаментами, возникавшими тут же, под руками мастеров. Исповедуя единые художественные принципы, руководствуясь традициями промысла, гжельские крестьяне создали из полуфаянса совершенно оригинальный тип изделий, который в значительной мере определял художественное лицо Гжели первой половины XIX века.
С конца XVIII столетия и в течение первых двух десятилетий следующего здесь возникло около 50 фабрик полуфаянса. Одни открывались, другие закрывались, проработав год-другой. Некоторые смекалистые гжельские крестьяне, дела которых шли хорошо, имели даже по две фабрики, основывая их с интервалом в полгода - год. Можно сказать, что Гжель переживала в это время полуфаянсовый бум.
Однако конечная цель владельцев этих заведений заключалась в создании тонкого фаянса английского типа, что диктовало необходимость экспериментов, усовершенствования полуфаянса. Побудительным стимулом служила конкуренция не только с английскими изделиями, но и с отечественным фаянсом Киево-Межигорской фабрики, фабрик Ауэрбаха, Насонова и др.
Только в 1829 году Афанасию Львовичу Киселеву удалось получить белый тонкий и одновременно твердый фаянс, состав которого не уступал иностранному, потому что выдерживал обжиг до такой же степени, как и фарфор.
Отныне гжельский промысел стал самобытным и конкурентоспособным на внутреннем рынке, это и дало толчок в развитии художественному производству в Гжели.