Прялки, фотогалерея, часть 5
Прялка – это предмет, с которым отождествляется народный быт древности – символ женского рукоделия. Но при этом прялки изготавливались исключительно мужчинами. В древности прялку называли «пряслице» - именно так звучит название на древнерусском языке.
Со временем исторически появилось множество поверий, хороводных песен, пословиц и поговорок, связанных с прялками и прядением: «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом», «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи» и пр.
Существовали даже некоторые традиции, связанные с прялками, например, в великий четверг девушки и женщины пряли нити левой рукой для каждого члена семьи, такие нити отождествлялись с нитями судьбы. Нити, спряденные в четверг, считались лечебными и, если кто-то в доме болел, такими нитями перевязывали запястье и ноги.
Вообще, мотив прялки и прядения присутствует в хороводных игровых песнях. Существовал набор хороводных песен, под которые «собирался хоровод», при этом движения хоровода изображали процесс прядения и снования. Во время исполнения песни «По улице шла, клубок ниток нашла» присоединение к хороводу новой девушки происходило под слова: «Клубок катится — нитка тянется», что воспроизводило прядение нити.
Прялки очень ценились рукодельницами на Руси, прядение имело огромное значение и считалось, что у всех прях были святые покровители. Процесс прядения длился, начиная с первого дня осени и до самой масленицы. Именно на масленицу праздновалось окончание долгого прядения. Все женщины и девушки в этот день праздновали, катались с ледяных горок на донцах прялок. Не разрешалось заниматься прядением по большим праздникам, так как это могло повлиять на здоровье людей в семье, скота, а также благополучие дома.
Прялки могли отличаться друг от друга по своей конструкции и быть либо цельными, либо составными, которые собирались из нескольких вертикальных и горизонтальных деталей. Существовали прялки деревянные переносные и ручные, позднее появились и самопрялки. Изготавливались они в основном из ствола ели или березы.
Видов прялок было очень много, но издревле умельцы обязательно украшали любую прялку орнаментами и расписывали красками.
В шуточном игровом народном фольклоре рисуется образ непряхи:
Жила-была Дуня,
Дуня-тонкопряха.
Вали-вали, Дуня,
Дуня-тонкопряха!
Пряла наша Дуня
Ни толсто, ни тонко,
Ни толсто, ни тонко,
Потолще каната,
Потолще каната,
Потоньше оглобли.
Ей противопоставлялась невеста Марья, привораживающая жениха своей тончайшей пряжей.