Палитра звона и полифония кисти. Изображения на древних китайских колоколах
c 27 июня по 18 августа 2016 года
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость, Нарышкин бастион.
Выставка впервые в России представляет часть собрания Музея древних колоколов в храме Дачжун (Пекин, Китай).
Основу постоянной музейной экспозиции в Музей древних колоколов в храме Дачжун составляет уникальная коллекция древних китайских колоколов, которые, в первую очередь, привлекают своими удивительными по красоте и изысканности орнаментами и каллиграфическими надписями. Также в музее хранятся выполненные тушью на бумаге оттиски с поверхности колоколов.
На выставке в Петропавловской крепости посетители смогут увидеть несколько колоколов и более 60 оттисков с колоколов X – начала ХХ века, узнать о символике орнаментов и надписей, а также познакомиться с тонкостями тысячелетней техники снятия оттисков.
Наиболее часто на древних колоколах встречаются традиционные орнаментальные мотивы: растительные узоры, облака, морские волны, мифологические существа (драконы, фениксы) и др. Каждый из них имеет свое символическое значение.
Например, один из самых популярных мотивов – «лепестки лотоса». Это буддистский символ чистоты и незапятнанности (т.к. цветок лотоса растёт из ила, но при этом сохраняет незапятнанной свою первозданную красоту). При этом «лепестки лотоса» наносили не только на буддистские колокола, но также на даосские и секулярные, использовавшиеся для отсчёта времени.
Часто встречаются многочисленные символы благополучия, такие как серебряный слиток, рог носорога, жемчужина в пламени, языки пламени, огненное колесо, раковина каури, кораллы, пара монет с отверстиями, облака, волшебный гриб линчжи, сплетённые ромбы, лист полыни, свиток, кисть для письма, било, треножник, меч, драгоценный сосуд, тыква-горлянка и т.п.
Также колокола украшали различные надписи. В них отразилось всё многообразие общественной жизни Китая — его политического устройства, культуры и верований, развития производственных технологий и др. Чаще всего это были отрывки из священных текстов буддийского и даосского канонов («Сутры сердца совершенной мудрости», «Алмазной сутры», «Сутры поклонения именам тридцати пяти Будд» и др.). Раньше считалось, что каждый удар в колокол приравнивается к однократному прочтению отлитого на нем религиозного текста.
Со времён династий Сун (960–1279) и Цзинь (1115–1234) на колоколах стали появляться надписи с пожеланием благополучия такие, как: «Путь правителя вечен и велик», «Долгих лет жизни наследнику», «Свет Будды затмевает солнце», «Благодатью Будды освещены все миры», «Ветер и дождь благоприятны для урожая» и др.
В эпоху династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911) узор литых колоколов включал «именные таблички», в которых перечислялись имена Будд, указывались дата создания колокола и имена дарителей.
Правила нанесения орнамента и надписей на колокола на протяжении столетий варьировались в зависимости от исторической эпохи или традиции, к которой принадлежали мастера–литейщики.
Экспонаты выставки дают представление об особенностях техники снятия оттисков. О двух ее основных типах, которые различаются по скорости и направлению ударов специальными тампонами по поверхности объекта («пу та» и «ца та») и ее многочисленных вариациях: серо-матовых оттисках «крыло цикады» («чаньи та»), выполненных в глубоких черных тонах «золотисто-вороных» оттисках («уцзинь та»), выдержанных в переходных тонах от глубоких к более светлым оттисках («сян та»), «киноварных» («чжу та»), цветных, в основном синих оттисках («цай та») и других; а также о технологии, специально разработанной для снятия копий с горельефов.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Адрес: город Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3
Проезд: Ст. м. "Горьковская", "Спортивная"
Телефоны: (812) 498-05-11
Сайт: www.spbmuseum.ru
EMail: gmi@spbmuseum.ru