«Другое кино». Выставка самодельного африканского киноплаката
c 29 июня по 28 августа 2016 года
Санкт-Петербург
ЭРАРТА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВЫСТАВКУ ИСЧЕЗАЮЩЕГО ЖАНРА — РУКОПИСНОГО КИНОПЛАКАТА АФРИКИ. В ОСНОВЕ ВЫСТАВКИ — КОЛЛЕКЦИЯ НЕМЕЦКОГО ИСКУССТВОВЕДА ВОЛЬФГАНГА ПЕТЕРА СТАБЛЕРА.
Расцвет рукописных киноафиш пришелся на вторую половину XX века. Уже во второй половине 90-х годов прокатчики стали переходить на стандартные типографские афиши — глобализированные и унифицированные. Вслед за Европой и Америкой от рукописных плакатов постепенно отходит и Африка, где киноафиши являются культурным феноменом.
«Конан-варвар». 1984. Actionfilm, USA. Gideon Art Works, Salem House. Amutech Video Lapaz. Courtecy: Sammlung Stabler. Foto: Die Neue Sammlung (A. Laurenzo).
Родина африканского киноплаката — Гана, небольшая густонаселенная республика, обремененная 25 миллионами бедняков, транзитом кокаина, добычей золота и алмазов. Получив независимость в середине ХХ века, республика впала в состояние перманентного путча вплоть до прихода к власти Джерри Джона Ролингса в 80-х годах, при котором и началась «золотая эра» видеопроката в Гане.
Техника и стиль киноплаката Ганы не имеют глубоких местных корней. Изобразительная традиция проживающих здесь племен — прежде всего скульптура, которой отводится ритуальная роль вместилища разнообразных духов. А живопись, напротив, всегда исполняла роль утилитарную (вывески, объявления, реклама). При высоком уровне неграмотности вывески с изображением товара приносили реальную пользу. А наивный, древний дух ритуального искусства до сих пор влияет на современных африканских художников. Типичными чертами в работе ганских авторов являются формальное обозначение объемов, поз и жестов, пренебрежение перспективой. Часто объекты вкусно, но совершенно не академично «раскладываются» по холсту. На ум приходят натюрморты Пиросмани, который аналогично заполняет едой пространство своих картин. В отличие от него, не очень сытые ганцы обозначают еду скупо и условно. Зато когда дело доходит до, например, вывесок парикмахерских, живописная плоскость расцветает от обилия вырезанных голов вперемешку с куафюрным инструментом.
Такие же головы, только вырезанные уже буквально, в сопровождении чрезвычайно ярких ведьм, людоедов и змей, часто можно увидеть на африканских киноафишах. Основная роль такой афиши — выдернуть человека из толпы и увести его в причудливый мир кино. С учетом, что острых ощущений жителям Ганы всегда хватало, киноафиша должна буквально бить наотмашь, поражать воображение с первой секунды.
Репертуар видеосалонов «золотой эры» вполне соответствовал тяге местного населения ко всему сверхъестественному. Значительная доля афиш — это минимальная обработка оригинальных, голливудских плакатов. Иногда они дорисовываются так, чтобы простому ганскому человеку «стало понятнее». Например, в афише к фильму «Женщина-кошка» есть все элементы оригинального постера. Но, очевидно, маскарадный латексный костюм на фигуристой даме ни о чем не говорит жителю Ганы, поэтому художник крупно рисует кошачью голову со змеиным языком (змея — атрибут одной из уважаемых богинь). А иногда чуждые местной культуре элементы вообще полностью трансформируются: так, на афише к фильму «Чужой» край непонятного небесного тела превращается в понятное кривое лезвие ножа.
Не обремененные требованиями корректности и знанием сюжета, африканские художники 80-х и 90-х вытаскивали на поверхность самую суть иллюстрируемого жанра. Усиленная, намеренная жестокость постеров — это кривое зеркало, в котором отражалась западная поп-культура того времени. При этом фантазия художников не ограничивалась только афишами: они придумывали себе пышные псевдонимы, а зачастую выдумывали и содержание фильма, создавая совершенно «другое кино».
«Женщина-кошка». 2004. Science Fiction, USA. Bombay, Teshie. Courtecy: Sammlung Stabler. Foto: Die Neue Sammlung (A. Laurenzo).
Киноплакат Ганы — не только культурный курьез. Это повод для размышлений о метаморфозах живописи в эфирных полях религии, утилитарности и музейного искусства. К 2010 году рукописный киноплакат как жанр фактически перестал существовать: видеоклубы закрылись, потому что публика перестала в них ходить. Те кинотеатры, которые по-прежнему работают, предпочитают использовать типографские плакаты, напечатанные на бумаге, которые бесплатно поставляются производителями фильмов. Последние художники этого направления продолжают писать плакаты для туристов или коллекционеров.
Основу выставки составляют киноафиши, написанные после «золотой эпохи» специально для коллекционеров. Это уже профессиональная живопись, очищенная от первоначальной утилитарной роли и открыто использующая наивную стилистику оригинальной ганской вывески. При этом безумная экспрессивность, эклектичность и оригинальность африканских авторов все еще позволяет увидеть ту настоящую Африку, которую вы, вероятно, еще не видели.
Музей и галереи современного искусства Эрарта
Адрес: город Санкт-Петербург, ВО, 29-я линия, д. 2
Проезд: От ст. м. «Приморская»: авт. № 6, трамв. № 6, маршр. такси №№ 30, 44, 120, 306; 62. От ст. м. «Спортивная-2»: маршр. такси №№ 30, 120. От ст. м. «Невский проспект» до ост. «22-я и 23-я линии»: авт. № 7, тролл. №№ 10, 11
Телефоны: (812) 324-0809
Сайт: www.erarta.com/
EMail: info@erarta.com