Варган
Варга н (от древнеславянского варга — рот, уста, губа), русское название язычкового народного инструмента.
Варган имеет больше сорока различных названий. Наиболее употребимые названия варгана: комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России), шон-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза).
Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.
Под разными названиями аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено.
Некоторые из встречающихся названий: шанкобыз, аура, комус, комуз, хомус, доромб, дрымба, зубанка, васанг, морчанг, пымель, вывко, тумра, кубыз, тебир-комус, темир-комуз, ванияр, маультроммель, коусян, дан мои.
При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.
Обычно делается из металла или дерева. До появления металла варганы делали из кости и дерева, но они достаточно хрупкие. С появлением первых кузниц варганы стали делать из металла. Тем не менее, в восточных культурах до сих пор встречаются деревянные модификации варгана. Деревянные варганы до сих пор широко распространены в Киргизии, Башкирии, Японии, островах Океании.
На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае, в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии. На территории бывшего СССР, варганы наиболее широко распространены в Казахстане, Киргизии.
Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Эта особенность варгана широко используется в шаманских практиках, как древних, так и современных.
В разных странах варган называют: Gewgaw в Британии, Maultrommel (маультроммель, ротовой барабанчик) в Германии, Mukkuri в Японии, Kumbing или kubing на Филиппинах, Scacciapensieri в Италии, Munnharpa или Munnharpe в Норвегии, Guimbarde во Франции, Genggong в Бали, Dan Moi во Вьетнаме, Kou Xiang в Китае.
Наименование хомуса и его разновидности у народов Европы и Азии (таблица)
Народность
Местное название варгана
Материал изготовления
Алтайцы
Темир-комус (комос), кобыс-тюнюр
Металл
Башкиры
Агач-кубыс (кымыз) Темир-кубыз
Дерево Металл
Белорусы
Дрымба, друмля, орган, ворган, вигран
Металл
Буряты
Хур
Металл
Венгры
Доромба
Металл
Итальянцы
Скаччиа пенсьери, марандзано
Металл
Казахи
Комыз Темир-комыз
Дерево Металл
Кеты
Пымель
Кость, дерево
Киргизы
Темир-комуз (комус)
Металл
Китайцы
Ченг
Дерево (бамбук)
Коряки
Ванни-яяй
Кость, дерево
Латыши
Варгас
Металл
Литовцы
Бандурелис, бандурка, шейвяле
Металл
Манси
Тумран Сууп-турман
Дерево Кость
Марийцы
Ковыж (комыж), кабас, кабаш, умша-ковыж
Металл
Молдаване
Дрымба, доромба
Металл
Нанайцы
Кунгха Пангапоан
Металл Металл (жесть)
Негидальцы
Конкихи
Дерево
Немцы
Маультроммель
Металл
Ненцы
Вывко
Дерево
Нивхи
Канга Выч-ранга Кунгахкеи
Дерево Металл (медь) Кость
Ороки
Кунга
Металл
Орочи
Кунган
Дерево
Русские
Варган, зубанка
Металл
Селькупы
Кызыл-пыныр, кызыл-аль-пыныр Поль-пыныр
Металл Дерево
Таджики
Чанг-кобус, темир-чанг, чанги занона
Металл
Татары
Темир-кубыс, кымыз
Металл
Тувинцы Туркмены
Демир-хомус Кулузун-хомус Ыяш-хомус, чарти-хомус
Металл Дерево (бамбук) Дерево
Туркмены
Кобыз
Металл
Удэге
Конгкой
Металл
Узбеки
Чанг-кобуз (кавуз), темир-чанг
Металл
Украинцы
Дрымбы, друмбля, орган, ворган
Металл
Ульчи
Панга
Металл
Филиппинцы
Кубинг
Дерево (бамбук)
Ханты
Тумра, томра
Кость, дерево
Чуваши
Варам-туна, купас, палнай, вархан
Металл
Чукчи
Ванни яяр
Кость, дерево
Эвенки
Кэнгипкэвун, конгипкавун, пангипкавун Пургин-кавун
Металл Металл Дерево
Эвены
Кункон
Дерево, кость, металл
Эстонцы
Пармупиллъ, коннапиль
Металл
Якуты
Хомуз, хамiс
Металл
Как играть на варгане
Прижмите плотно основу к зубам, так, чтоб между зубами оставалась небольшая щелка, в которую будет входить подвижный язычок. Затем язычок оттягиваем большим или указательным пальцем от себя. Отпускаем... и ... по зубам!... Добейтесь, чтоб язычок не задевал зубы. Эффект звучания возникает за счет создания резонансного контура во рту, костях головы, гортани. Сам по себе инструмент не звучит.
Меняя объем резонансного контура, мы добиваемся разной тембровой окраски. Высота звука определяется величиной язычка и основы, поэтому она постоянна. Поэтому не пытайтесть изобразить мелодию. Музыка получается только за счет тембровой игры.
Существуют специальные наборы варганов разной высоты звука.