Индейский танец с обручем (индейский хуп-танец)
Куклы индейцев и музей аборигенных культур в США
Индейский танец с обручем, или индейский хуп-танец — традиционное для коренных народов юго-западной Америки представление-рассказ с участием солиста-танцора или нескольких танцоров, который использует одновременно в танце от 1 до 30 обручей для создания статических и динамических образов. Во время танца танцоры образуют различные фигуры, иллюстрирующие сюжет мифа — бабочку, орла, змею, койота, а сам обруч символизирует бесконечный цикл жизни.
Танец с обручем основан на очень быстрых движениях. Используемые обручи обычно имеют очень небольшой диаметр (от 30 до 80 см), во время танца накладываются друг на друга, образуя сложные фигуры, напоминающие крылья, хвосты и т. д. Обручи нередко изготавливаются вручную из обычной пластиковой трубки (некоторые — из древесины) и оборачиваются цветными лентами.
Индейский танец с обручем признан местным культурным наследием, изображён в ряде фильмов, и в то же время является современной живой традицией.
Наиболее популярный из конкурсов ежегодно проводит Музей Хёрда в г. Финикс, штат Аризона. Ежегодно в конкурсе участвуют обычно до 80 танцоров, а число посетителей достигает 10 тысяч человек.
Музей аборигенных культур и искусства Хёрда
Музей аборигенных культур и искусства Хёрда, находится в г. Финикс, штат Аризона, США. Филиалы музея находятся в гг. Скотсдейл и Сёрпрайз также в штате Аризона. Музей посвящён наследию и этнографии культур индейцев США, в особенности Юго-Западного региона (пуэбло, навахо и др.).Если бываете в Штатах - можно зайти посмотреть. В музее конечно и магазин есть.
Музей основали в 1929 г. Дуайт Б. Хёрд и Мэри Бартлетт Хёрд (Dwight B. and Maie Bartlett Heard) для своей личной коллекции искусства. Большинство индейских находок в коллекции Хёрдов были найдены при раскопках руин Ла-Сьюдад и приобретены ими в 1926 году.
В настоящее время коллекция музея состоит из более 40000 экспонатов, а также библиотеки и архива более чем в 34000 томов. На площади 12000 м² расположены галерея, учебная аудитория и арена для представлений.
В музее имеются экспозиции:
- Жизнь коренных народов юго-запада США
- Коллекция Марина Аллена Николса: 260 предметов современного ювелирного искусства
- Коллекция из 437 исторических кукол-качина, которую собрал известный политик Барри Голдуотер
- Выставка по истории образования в 19 веке индейских детей в школах-интернатах с целью их «американизации». Как писала газета New York Times, экспозиция великолепно «отражает малоизвестный опыт тысяч детей, перемещённых, иногда в принудительном порядке, из своих резерваций в правительственные школы с целью искоренить их культуру и „цивилизовать“ их. Впечатляющие фотографии, старая школьная форма, записи интервью и памятные вещи дают замечательное представление об этой главе истории».
Музей ежегодно, обычно в ноябре, проводит Испанскую ярмарку. Ежегодно в феврале музей организует международный конкурс национального индейского хуп-танца. Наиболее известным фестивалем является ежегодная весенняя Индейская ярмарка, которая проводится с конца 1950-х гг.
Сайт музея - www.heard.org/.
Индейские танцы
Танец Воды
Вода была очень важна для индейцев не потому что она поддерживает жизнь всех органических существ на Земле, а потому что обладает особым магическим воздействием, что основано на двух основных качествах воды — текучесть и мягкость. Качество текучести проявляется в своем воздействии на судьбу и других магических возможностях, таких как путешествия в параллельные миры и видение. Качество мягкости связано с жизненной силой. Посредством связи с духом Воды индейцы могли накапливать жизненную сущность и сохранять её в священном месте - в животе.
Танец Ветра
Дух Ветра являлся индейцам в качестве возможных путей и направлений, которые они раскрывали в течение всей своей жизни. Одни пути наполняли их энергией, другие опустошали. Индейцы говорят, что существуют четыре типа ветра - четырёх направлений и четырех периодов суток. Каждый из них имеет своё качество. Так ветры рассвета и сумерек являются более тонкими, ветры же дня и ночи более сильными, а иногда разрушительными. И отсюда исходит важность проведения церемоний и танцев в определённое время и с определённым духом Ветра. Согласно индейской традиции лучшим временем проведения церемонии является период смены между ветрами, когда более легко ощущать тонкие качества ветров. В танце Ветра используются четыре направления для активизации четырёх миров, из которых приходят духи Ветров.
Танец Огня
Один из основных пяти ритуальных танцев - танец Огня. Дух Огня или сын бога Huitzilopochtli (изобретателя огня), согласно индейской космологии, имеет значение преобразования и трансформации. Особенно он был важен для воинов, связанных с силами богов покровителей или магов, находящихся на грани реальности между силами магических миров. Танец Огня, с одной стороны, позволял предотвратить разрушительное воздействие этих сил, а с другой помогал трансформировать и усваивать их непомерную мощь. Особенно использовался этот танец людьми, которые практиковали техники сновидения, где их опыт был подвержен огромному влиянию стелющихся энергий. И чтобы не попасть под их зависимость, индейцы и призывали Дух Огня, дух трансформации.