К Рождеству в музее Новый Иерусалим открылась новая выставка. С ней можно познакомиться во время посещения музейных экспозиций в Трапезных палатах, а также в рамках праздничных экскурсионных программ Рождество в Новом Иерусалиме (с 24 декабря 2011 г. по 18 января 2012 г.) и Проводы русской зимы в Новом Иерусалиме (с 21 по 26 февраля 2012 г.).
Здравствуй, зимушка-зима!
Работы разных мастеров объединены в экспозиции зимней тематикой.
У известного живописца Константина Горбатова (1876–1945) пейзажи с видами заснеженных провинциальных городов были излюбленным мотивом творчества. Писать русские голубые зимы
художник не переставал и под солнцем Италии, где он провел значительную часть своей жизни, покинув Россию в 1922 году. Музей хранит большое собрание работ мастера, и зимние пейзажи Горбатова являются ценным разделом выставки.
Неожиданной для знатоков живописи может показаться работа Роберта Фалька (1886–1958) с видом зимнего московского пейзажа. Картина относится к периоду его ученичества (она была написана в 1909 году). Работу отличает сдержанность цветовой гаммы и непосредственность построения. Кажется, художник просто выхватывает фрагмент из жизни и переносит его на полотно. Эта как бы случайность композиции хорошо передает атмосферу несуетного зимнего города с редкими фигурками прохожих и лошадками, впряженными в сани.
От живописных работ ученика С.Ю. Жуковского Викентия Трофимова (1978–1957), продолжившего свое образование в Париже, дошло не так много. Тем больший интерес представляет его пейзаж Успенский собор. Вечер. Загорск
, который не просто фиксирует памятник архитектуры, а позволяет зрителю почувствовать состояние природы, почти физически вдохнуть
морозный воздух уходящего ясного дня.
Картины на выставке отличаются пластическим разнообразием. Снежной белизной сияет пейзаж Валентины Дифине-Кристи (1918–2010), московские пейзажи ученицы В.А. Фаворского Доры Гуревич (1904–1993) отмечены цветовой сдержанностью и почти графичностью построения, а полотна Анатолия Слепышева, напротив, – темпераментной живописностью.
Зимние пейзажи – одна из центральных тем творчества Александра Подколзина (1921–2006). Написанные в пределах единого жемчужно-серого тона, тонкие и поэтичные, практически все они выполнены с натуры.
С натуры писал свою картину Дом. Паршино
и Игорь Купряшин (1934–1977), хотя в своих работах он, отталкиваясь от реальности, часто приходит к почти символическим обобщениям. Таким многозначным образом-символом представляется его полотно Каток в Старой Ладоге
.
Помимо произведений из фондов музея на выставке Здравствуй, зимушка-зима!
показаны работы, взятые у художников на время специально для экспозиции. И первое, на что обратит внимание зритель, входя в зал, – две большие картины Елены Рубановой из серии Времена года
. Они привлекают внимание не только форматом, хорошо соотносящимся с пространством зала. Художник-реалист, она следует за натурой, но не слепо копирует ее, а масштабом полотен, их декоративным цветовым решением приподнимает изображение над обыденностью.
Сказочная новогодняя атмосфера характеризует акварели Анны Замулы. Художница не впервые экспонирует свои произведения в Новом Иерусалиме
, и они могут заинтересовать как взрослых, так и самых маленьких посетителей музея. Помимо акварелей в этот раз художница показывает еще и мозаичные композиции. В технике мозаики давно и успешно работает известный московский мастер Феликс Бух, предоставивший на выставку свою мозаику Ангел
.
Наряду с произведениями профессионалов создатели экспозиции поместили в зале работы юных мастеров. Уникальную глиняную игрушку предоставил на выставку Московский центр досуга и творчества молодежи Россия
. Центр проводит работу с детьми и молодежью с ограничениями по здоровью. Игрушки – сказочные птицы и животные, диковинные райские деревья, львы и единороги – выполнены в уникальной авторской технике перовская мурава
. Стилистика и сюжеты поделок соединяют элементы рельефного муравленого изразца XVII века с традициями народной глиняной игрушки.
Выставка Здравствуй, зимушка-зима!
будет работать до тех пор, пока не придет пора говорить ей до свидания!
.
Выставка работает до 4 марта 2012 года. Место проведения: Трапезные палаты, 2 этаж.
О музее Новый Иерусалим
Историко-архитектурный и художественный музей Новый Иерусалим
, располагающийся на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в городе Истра Московской области, был образован в 1920 году. Это один из старейших и крупнейших государственных музеев Подмосковья. За прошедшие десятилетия музей пережил много преобразований и потрясений, был практически полностью разрушен в 1941 году немецко-фашистскими захватчиками. Несмотря на беспрецедентный ущерб, причинённый музею оккупантами, он был возрождён, активно развивается и уверенно смотрит в будущее.
Современный музей Новый Иерусалим
хранит около 170 тысяч экспонатов, среди которых богатые коллекции церковной утвари, русской и зарубежной живописи, фарфора, оружия, мебели из дворянских усадеб Подмосковья, рукописные и раритетные печатные издания, произведения декоративно-прикладного искусства, редкое собрание живописи и графики XX века. В парковой зоне музея работает отдел деревянного зодчества под открытым небом. Здесь гости могут познакомиться с замечательными памятниками XIX века – крестьянской избой, часовней, мельницей.
Ежегодно музей посещает около 300 000 человек.
Официальный сайт: www.музей-новый-иерусалим.рф
Музей Новый Иерусалим
в Facebook: www.facebook.com/pages/Музей-Новый-Иерусалим/166485893377596 .