Медвежий праздник
У этого зверя множество имен — иносказательных, «зашифрованных», само название его – табу, усвоенное с детства. Ему поклоняются, его опасаются, его почитают как родственника. Имя его – МЕДВЕДЬ.
Культ медведя характерен для всех народов Севера, медвежий праздник – лишь для части из них.
Каждый народ, делящий с ним свою территорию, целый пласт своей культуры посвятил этому опасному соседу. Устраиваемые в честь этого зверя разные медвежьи праздники крайне разнообразны. Особенно сложную структуру медвежий праздник имеет у обских угров – хантов и манси. Это яркое, красочное, многожанровое действо, увлекательное зрелище и в то же время древний обряд.
24 марта - закончилось весеннее равноденствие, день стал длиннее ночи. Это время восточнославянского “праздника пробуждающегося медведя”, созвучно с одноименным греческим праздником, его еще называют комоедицы - комедия. Сейчас Пасха и Великий Пост сдвинули Масленицу со своего исконного места - 24 марта, а когда-то именно в этот день сжигали чучело, катали горящие колеса, плясали в медвежьих шкурах или в вывороченных мехом наружу тулупах. Ряженые медведем были обязательными участниками масленичных игр.
Почитали хозяина леса - медведя - на Руси. Медведь был прообразом одного из важнейших славянских богов - Велеса. Велес (Волос), бог - покровитель скота - волосатый, косматый, отсюда и “волхв” (изначально колдун-жрец, одетый в медвежью шкуру).
Медвежий праздник - это комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя, бытовал он у многих народов Европы, Азии и Северной Америки, живших в лесной зоне. Это отражение культа медведя, существовавшего у народов. У большинства медвежьи праздники устраивались по поводу убитого на охоте медведя в целях его умилостивления. При этом мясо медведя съедали с соблюдением строгих обрядов. Некоторые народы Сибири и Северной Америки устраивали перед тушей медведя танцы в масках. У хантов и манси эти танцы вылились в драму на сюжеты охоты.
Народы Нижнего Амура и Сахалина специально выкармливали медвежат для таких праздников. Сходство обрядов такого праздника у разных народов объясняется общностью условий охотничьего хозяйства и связанных с ним религиозно-магических представлений. У ряда современных народов (например, у хантов и манси) медвежий праздник, утратив магическое значение, превратился в национальное традиционное народное гулянье.
Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, плясками, пением и связаны с представлениями о медведе как священном звере. Условно праздник состоит из нескольких частей:
- охота или инсценированная охота на выращенного для этого медведя (иногда – хранение медвежьей шкуры для праздника) с соблюдением правил, запретов и ритуалов; встреча медведя как гостя, одаривание (и угощение);
- извинительные обряды;
- воспевание медведя как предка рода,
- звериные и птичьи пляски (предков родов или в подражание медведю),
- драматические сценки и инсценировки, иногда и спортивные состязания;
- ритуальное приготовление медвежьего мяса и трапеза,
- сбор, захоронение костей, черепа и другие обряды, призванные возродить медведя,
- хранение шкуры, черепа, норки (части морды), губ и прочего в качестве священных.
У орочей и удэгейцев медвежий праздник отмечался во время полнолуния. Последний раз подобное торжество проводилось у орочей в 1932. Начальный этап медвежьего праздника связан с обычаем выкармливания медведя в клетке до 3-летнего возраста. Хозяин, поймавший медведя, плевал ему в рот, чтобы он не был злым. Зверя сажали в специальный сруб и сверху закрывали бревнами.
Для кормления медведя делали ритуальную посуду: корытце, чашку, большой ковш и ложки. В день открытия медвежьего праздника созывали односельчан и жителей близких поселений, все приезжали в нарядных одеждах. В полдень хозяин медведя, он же устроитель торжества, с корьем в одной руке и пешней в другой шел к срубу и обращался к медведю с речью, затем зверя вели на заранее приготовленную арену. Привязав медведя к стойкам козел, мужчины, вооруженные луками, начинали стрелять в него.
Стреляли с 3-х дистанций; с последней дистанции медведя добивал хозяин, подчеркивая тем самым свое уважение к посланцу хозяина тайги. Под крик гостей с убитого зверя снимали цепь и крюк и относили в жилище хозяина, это было своеобразным приглашением медведя. Мясо медведя и часть внутренностей варили в большом котле. Гости садились вокруг котла и принимали мясо из рук хозяина. Голову медведя хозяин давал самому почетному гостю, который за это дарил ему собаку. Кости складывали в кучу и заваливали бревнами. Череп медведя закрепляли на пне. Это место считалось священным и запретным.
Гости ели, играли на музыкальных инструментах, пели, плясали, веселились, играли в различные игры, состязались в силе и ловкости, устраивали гонки на собаках, запряженных в нарты. Праздник превращался в массовое ликование с пиршеством и угощениями, длился несколько дней, на 8-й день гости разъезжались по домам.
Андрей 🙄🐼🌴🍔📺