Мир-Араб – архитектурный шедевр XIV века
В течении многих столетий Бухара была центром не только теологического образования, но и местом вдохновения многих исторических архитекторов. В Бухаре проживали мастера больше чем во всех остальных городах Средней Азии и прилегающих к ней стран вместе взятых. Поэтому именно памятники старины в наибольшем количестве дошли до нас из монументальной культуры средневековой Бухары. В центральной части города выделяются над окружающими строениями два больших купола, из которых северный отреставрирован (покрыт на половину голубыми плитками). Вместе с минаретом и мечетью Калян медресе Мир-Араб составляет цельный архитектурный ансамбль - Пои Калян, наиболее величественный уголок всего города. Медресе Мир-араб, наиболее известное и одно из крупнейших архитектурных памятников в Бухаре возведенных в XIV веке. Он является замечательным образцом народного гения, одним из архитектурных шедевров, о котором в 1558 году посол русского царя Ивана Грозного Антоний Дженкинсон, будучи в Бухаре, писал: «...есть также немало каменных домов, храмов и сооружений, роскошно построенных и позолоченных».
Сооружение медресе началось в 20-е годы XIV века и закончилось в 1535-36 году. Строителем его был Абдулла Йеменский, более известный под именем Мир-Араба. Архитекторы писали, что строго на оси с мечетью Калян высится портал медресе Мир-Араб, приподнятого из-за некоторого понижения площади на восток на возвышенную платформу.
Вход медресе открывает грандиозный портал — пештак. План и система расположения помещений те же, что и в медресе Улугбека. Только на месте дарсхоны находится усыпальница (гурхана). Здесь похоронены шейх Абдулла из Йемена по прозвищу Мир-Араб (отсюда названия памятника) и его родственники. Гурхана покрыта раскошной декорировкой, панели украшены цветной мозаикой, а стены и плафон резным ганчем. Среди надгробий выделяется сагана, принадлежащая ученику Мир-Араба -Убайдуллахану, Шейбаниду, погребенному у ног своего учителя. Двор медресе со всех сторон окружён аркадой двух ярусных худжр (кели). Аркады разрываются четырьмя пештаками. Когда то пештаки были очень высокими. Они как бы уносили ввысь квадратную площадь двора. В первоначальном виде сохранился южный пештак, интересный по своей конструкции, с богатой художественной отделкой. В рисунках орнамента усматриваются астральные мотивы. Такой сюжет рисунка роднит медресе Мир-Араба с медресе Улугбека. Оба эти памятника отделяет только одно столетие.
И по сей день медресе Мир-Араб стоит на территории Бухары принимая около трехсот туристов в день, обучает духовных просветителей и находится под охраной Государства.
В.Сидоренко.