dona

Конский волос: новые возможности для творчества

Автор - Попова Валентина Гаврильевна, учитель технологии.

Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа. В наше время происходит утеря национальной культуры, традиционных промыслов – как работа с конским волосом.

Значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам. На сегодняшний день не теряет своего воспитательного значения всё то, что связано с представлениями народа Саха о мироздания.

Привлечение учащихся в творческий процесс, раскрыть творческий потенциал обучающихся на уроках технологии средствами декоративно-прикладного искусства, где конский волос имеет большую магическую силу и в настоящее время применяется в обрядовых и ритуальных целях.

Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.

Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа саха. Известны образцы ковриков-циновок, элементы конской упряжи, всевозможные элементы быта, выполненные в технике “соруо”. В изделиях естественный тёплый свет волоса из гривы жеребёнка с плавными переходами от белого до чёрного, его нежность и мягкость, позволяют создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая, как нельзя точно, ложится в цветовую философию мировосприятия народа саха.

В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества, и оберегающие свойства.

С целью приобщения к национальным традициям, развития творческого потенциала, формирования социальной компетентности и профессионального самоопределения обучающихся с 2003 года в нашей школе был введен кружок работы с конским волосом, с 2009 г. был введен как предмет декоративно-прикладного искусства.

Цель: развитие творческого потенциала учащихся на основе работы с конским волосом

Задачи:

  1. Приобщение учащихся к национальным традициям на основе работы с конским волосом;
  2. Обучение новым возможностям работы с конским волосом – прессования, аппликация, мозаика;
  3. Разработка и реализация индивидуальных или групповых творческих проектов;
  4. Участие в различных выставках, конкурсах, НПК, реализация продуктов.

Возможности работы с конским волосом


Звездочка обдумывания


Технология работы с конским волосом

Работа с конским волосом является трудоемкой и трудной для детей младших классов. Не у всех есть возможность работать с конским волосом.

  1. Создание эскиза: определить размер панно; составить рисунок.
  2. Создание панно:
  3. Изготовления деталей – по отдельности: подбор по цвету конского волоса; переборка конского волоса; придаем в пучке форму лепестка; пришиваем лепесток к основе, украшение и окончательная отделка изделий по эскизу;
  4. Сборка деталей по эскизу – окончательная отделка панно
  5. Оформление рамки аппликацией из конского волоса

Аппликация

  1. Подбор по цвету конского волоса;
  2. Переборка конского волоса;
  3. Придаем в пучке нужную вам форму;
  4. Обшиваем мононитью по краям швом “через край”, при желании можем создать выпуклость, стягивая нить;
  5. Украшаем бисером, блестками, стразами по проекту;
  6. Пришиваем мононитью к картине.

Мозаика

  1. Берем конский волос нужных цветов, отрезаем отдельно друг от друга на мелкие кусочки волос;
  2. Рисуем карандашом эскиз на основе.
  3. По всему параметру фигуры намазываем клеем и аккуратно высыпаем конский волос одного цвета.
  4. После сушки отряхиваем излишки;
  5. Рстальную часть рисунка обклеиваем конским волосом другого цвета.
  6. Итак, получаем готовый рисунок из конского волоса.

Результаты:

Занимаясь на занятиях, мы выяснили что, работа с конским волосом дает толчок для новых творческих работ. Мы научились новым возможностям работы с конским волосом – прессования, аппликация, мозаика. Результаты участия с представленными творческими проектами на выставках, конкурсах, НПК “Шаг в будущее”, районного и регионального уровня показывают актуальность и практическую востребованность изделий из конского волоса.

Достижения на выставке декоративно-прикладного творчества школьников

  • 2007 г. Грамота за лучшую работу на районной выставке декоративно-прикладного творчества “Радуга Севера”, Попова Наталья 9 кл. г. Мирный. Гобелен “Береза”
  • 2008г. – сертификат за участие в районной выставке декоративноприкладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Алексей 8 кл. – гобелен из конского волоса “Иэйэхсит Ийэ”
  • 2008г. – сертификат за участие в районной выставке декоративноприкладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Сандал 7 кл. гобелен из конского волоса. “Лошарик”
  • 2008 г. – участие на 24 Республиканской выставке прикладного творчества учащихся “Радуга Севера”, посвященной 90-летию государственной системы ДОД в России. Сидорова Сардана 11 кл. – панно из конского волоса. “Символ Года Семьи”
  • 2009 г. – диплом 1 степени в районной выставке декоративноприкладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Алексей 9 кл. – гобелен из конского волоса “Иэйэхсит Ийэ”
  • 2009гдиплом 2 степени в районной выставке декоративноприкладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Попов Сандал 8 кл. гобелен из конского волоса. “Лошарик”
  • 2009гдиплом 3 степени в районной выставке декоративноприкладного творчества “Радуга Севера”, посвященной Году семьи. Кычкина Ия 6 кл. гобелен из конского волоса. “Ягодный туясок”
  • Диплом 2 степени МОУ СОШ № 9 - на 2008 г, 2009 г
  • Диплом 1 степени МОУ СОШ № 9 - на 2008 г, 2009 г.

Участие школьной студии мод “Мичийэ”

  • Участие в 14 молодежном фестивале “Мирный поет о мире”, дипломант студия “Мичийэ” МОУ СОШ №9 им.Р.В.Лонкунова п. Таас-Юрях.
  • 2007 г. – 1 место в конкурсе показе мод национальных одежд среди студий мод – выиграли супер – приз районном ысыахе г. Мирный

Название моделей:

  • Модель “Дьоьогой оьуора” ( конский волос, холщовый ткань)
  • Модель “Маленький рыбак” (шляпа из конского волоса, жилет с имитацией сети с рыбками, берестяной туясок)
  • Модель “Ленские столбы” (жилет, шляпа из конского волоса)
  • Модель “Жеребенок” (Шапка, жилет, сумка из конского волоса, берестяное нагрудное украшение).

Участие в НПК

  • 2006г. – участие в районной НПК “Олонхо – нематериальная культура народа Саха” - Тихонов Алексей ученик 11 класса, диплом 3степени за доклад “Богатырские кони в Олонхо”.
  • 2007г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попов Андрея ученика 10 класса с докладом “Традиционный промысел народа Саха”.
  • 2008г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попова Татьяна Владиславовна, ученица 8 класса, диплом I степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Современная стилизованная мода с применением конского волоса”.
  • 2008г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Попова Татьяна Владиславовна, ученица 8 класса, диплом I степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Современная стилизованная мода с применением конского волоса”.
  • 2008г. – школьная НПК “Сохраним чистые берега детства” с докладом “Конское убранство – чепрак” Соловьева Мария, 10 класс в номинации “Владение содержанием” секция “5-11 классы”.
  • 2009г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Кычкина Ия ученица 7 класса, диплом 2 степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Мое творчество с конским волосом”.
  • 2009г. – участие в региональной НПК “Шаг в будущее” - Иванова Галина ученица 11класса, диплом 3 степени за доклад на секции “Мода и дизайн” на тему “Сакральное значение конского волоса”.

Заключение

Кропотливо изучая, применение конского волоса в создании новых возможностей для творчества мы должны черпать и из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, умело и грамотно сочетать старинные традиции и тенденции современной моды.

Учитывая деятельность по созданию оригинальных изделий, не являющихся репродуктивными, требующих творческого подхода, пришла к выводу что, работа с конским волосом помогает развитию творческого потенциала учащегося.

Нужно сохранить обычаи предков не потерять традиции национального шитья, знать и помнить все богатства народного промысла – наш нравственный долг перед грядущими поколениями.