dona

Наталия Богданова. Выставка «Живая глина»


c 17 мая по 5 июня Москва

c 17 мая по 5 июня

Москва

Юбилейная выставка народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Наталии Богдановой приурочена к 80-летию мастера, чей вклад в формирование декоративно-прикладного искусства современной России трудно переоценить. В 1960-е годы Наталия Николаевна Богданова (род. 1931) стояла у истоков новаторского направления в отечественной керамике – декоративной пластики свободных форм. Эта поистине уникальная авторская керамика привнесла в российское прикладное искусство креативное отношение к возможностям традиционных материалов и вызвала всплеск творческих исканий. Сразу по окончании Московского художественного института им. В.И.Сурикова (1958), где ее учителями были крупнейшие советские скульпторы Н.Томский, М.Манизер, Д.Шварц, А.Древин, Наталия Богданова избрала для себя путь керамиста. Уже в первых ее самостоятельных работах, которые появились на выставках еще в начале 1950-х, было заметно стремление к свободе пластического высказывания. Персональная ретроспектива в залах Российской академии художеств охватывает более полувека интенсивной творческой деятельности мастера. Произведения Н.Н.Богдановой хорошо иллюстрируют разнообразие пластических вариантов, которые дает древнейшая техника - глина, закаленная в огне: это и бытовые предметы, и декоративные изделия, и анималистическая скульптура. Нередко работы художницы, склонной к монументалистским решениям, складываются в условно-метафорические ансамбли. Изначально реалистический образ органично перерастает в символ, а с обыденными предметами происходят неожиданные метаморфозы. Для индивидуального почерка Н.Н.Богдановой характерно стремление к крупному масштабу, обобщенному объему, исполненному внутреннего напряжения. Подобно ваятелям античности, она предпочитает в керамике монохромность, чаще всего обращаясь к белому цвету, лишь штрихами цветных солей и золота акцентируя детали. Монументальный пластический язык позволяет наделять непривычным смыслом традиционные вещи: так, в композиции «Москва. Звонят колокола» обычный чайник напоминает древнерусский белокаменный храм, а в композиции «Движение» вазы словно перерастают в колонны и чаши фонтана. Метафорическое мышление автора заставляет увидеть в сочетании вертикалей и круглящихся форм почти утилитарных сосудов изображение духовых инструментов (композиция «Музыка»), рождает ассоциации с гармонией басовых и высоких звуков. Многочисленные работы Богдановой-анималиста не только обыгрывают фигуры животных и птиц, способные оживить и украсить функциональную вещь, но и передают устремленность ввысь (композиция «Взлетающие птицы»), торжественность («Львы сторожат город»), идею вечного круговорота жизни («Караван») или неукротимое стремление к свободе («У моря. Чайки на берегу»). Особняком стоят работы в жанре портрета и тематические композиции, в которых Н.Н.Богданова выступает как скульптор классической школы («Портрет матери», «Мама задумалась», «Новое блюдо»). Мягкий юмор окрашивает такие произведения, как «Галина Волчек» или «Ручной зверь (Портрет сына)». Произведения Наталии Богдановой входят в коллекции Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково», Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», других российских и зарубежных музеев, а также в частные коллекции. В экспозицию включено свыше 100 произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания автора. Среди них композиции из серии «Театр «Современник», циклы «Троица» и «Тысячелетие (к 1000-летию Крещения Руси)», многочисленные декоративные серии («Звуки музыки», «Волна», «Архитектура лука»), станковые работы («Материнство», «Портрет сына», «Мама», натюрморт «Мастерская»).

Юбилейная выставка народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Наталии Богдановой приурочена к 80-летию мастера, чей вклад в формирование декоративно-прикладного искусства современной России трудно переоценить. В 1960-е годы Наталия Николаевна Богданова (род. 1931) стояла у истоков новаторского направления в отечественной керамике – декоративной пластики свободных форм. Эта поистине уникальная авторская керамика привнесла в российское прикладное искусство креативное отношение к возможностям традиционных материалов и вызвала всплеск творческих исканий.

Сразу по окончании Московского художественного института им. В.И.Сурикова (1958), где ее учителями были крупнейшие советские скульпторы Н.Томский, М.Манизер, Д.Шварц, А.Древин, Наталия Богданова избрала для себя путь керамиста. Уже в первых ее самостоятельных работах, которые появились на выставках еще в начале 1950-х, было заметно стремление к свободе пластического высказывания. Персональная ретроспектива в залах Российской академии художеств охватывает более полувека интенсивной творческой деятельности мастера.

Произведения Н.Н.Богдановой хорошо иллюстрируют разнообразие пластических вариантов, которые дает древнейшая техника - глина, закаленная в огне: это и бытовые предметы, и декоративные изделия, и анималистическая скульптура. Нередко работы художницы, склонной к монументалистским решениям, складываются в условно-метафорические ансамбли. Изначально реалистический образ органично перерастает в символ, а с обыденными предметами происходят неожиданные метаморфозы.

Для индивидуального почерка Н.Н.Богдановой характерно стремление к крупному масштабу, обобщенному объему, исполненному внутреннего напряжения. Подобно ваятелям античности, она предпочитает в керамике монохромность, чаще всего обращаясь к белому цвету, лишь штрихами цветных солей и золота акцентируя детали. Монументальный пластический язык позволяет наделять непривычным смыслом традиционные вещи: так, в композиции «Москва. Звонят колокола» обычный чайник напоминает древнерусский белокаменный храм, а в композиции «Движение» вазы словно перерастают в колонны и чаши фонтана. Метафорическое мышление автора заставляет увидеть в сочетании вертикалей и круглящихся форм почти утилитарных сосудов изображение духовых инструментов (композиция «Музыка»), рождает ассоциации с гармонией басовых и высоких звуков.

Многочисленные работы Богдановой-анималиста не только обыгрывают фигуры животных и птиц, способные оживить и украсить функциональную вещь, но и передают устремленность ввысь (композиция «Взлетающие птицы»), торжественность («Львы сторожат город»), идею вечного круговорота жизни («Караван») или неукротимое стремление к свободе («У моря. Чайки на берегу»).

Особняком стоят работы в жанре портрета и тематические композиции, в которых Н.Н.Богданова выступает как скульптор классической школы («Портрет матери», «Мама задумалась», «Новое блюдо»). Мягкий юмор окрашивает такие произведения, как «Галина Волчек» или «Ручной зверь (Портрет сына)».

Произведения Наталии Богдановой входят в коллекции Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково», Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», других российских и зарубежных музеев, а также в частные коллекции.

В экспозицию включено свыше 100 произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания автора. Среди них композиции из серии «Театр «Современник», циклы «Троица» и «Тысячелетие (к 1000-летию Крещения Руси)», многочисленные декоративные серии («Звуки музыки», «Волна», «Архитектура лука»), станковые работы («Материнство», «Портрет сына», «Мама», натюрморт «Мастерская»).


Российская академия художеств Адрес: город Москва, ул. Пречистенка, 21 Проезд: Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств" Телефоны: (495) 637-2569 URL: www.rah.ru EMail: adv@rah.ru

Российская академия художеств

Адрес:

город Москва, ул. Пречистенка, 21

Проезд:

Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"

Телефоны:

(495) 637-2569

URL:

www.rah.ru

EMail:

adv@rah.ru