ИА Патриот Поморья

Поморский Карбас. Столетние традиции поморского судостроения

С недавнего времени, познакомиться с поморской традицией судостроения можно, не только в отдаленных деревнях, но и в самом Архангельске. В музее “Малые Корелы” 22 июня открылась выставка “Поморский Карбас”, на которой можно воочию увидеть процесс строительства, а точнее шитья, поморского карбаса во всех подробностях.

Как рассказал Информационному агентству “Патриот Поморья” старший научный сотрудник музея “Малые Корелы”, автор выставки “Поморский Карбас”, Владимир Ломакин, уникальность традиции поморского судостроения заключается не только в приспособленности к арктическим условиям поморских судов, но и техникой строительства - шитьем, которую как раз и можно увидеть на этой выставке.

Карбас – это одно из основных промысловых и транспортных средств у поморов. Он применялся практически во всех областях поморской жизни: и для транспортировки разнообразных грузов, и в промысловых целях. Карбас был приспособлен для хождения как по рекам, так и по морям. По некоторым данным, наиболее крупные карбасы могли перевозить до 60-70 человек или 18 тонн груза, по очень неспокойному Баренцеву морю.

При строительстве как лодок, так и крупных судов поморские мастера никогда не пользовались чертежами, руководствуясь только навыками и архитектурным чутьем мастера. За многие века в каждом селении сформировался свой собственный тип карбаса. Более того, у каждого мастера в зависимости от опыта и условий, карбас имел свои особенности. Поэтому неудивительно, что однотипные суда порой значительно различались. Можно выделить несколько основных видов карбасов: приморский, весновальный, речной, облас, поморский палубный и холмогорский карбас. Все они имели практически одинаковый корпус, с небольшими различиями по размеру и форме, но разные “надстройки” и количество парусов.

Примечательно, что карбасы практически не гибли во льдах: их либо выталкивало на лед, благодаря форме корпуса, либо они могли “вмерзнуть” и дрейфовать со льдом, без ущерба к корпусу. Достижения поморский судостроителей были отмечены даже англичанами, нередко бывавшими в наших краях. Утлые, по первому впечатлению, поморские лодки, на удивление английских моряков, развивали большую скорость, чем более совершенные английские корабли...

  • Очень интересно, спасибо большое! Слышали про самодельные суда в Сибире и на Севере, а вот как назывались, а тем более как делать (шитьё, оказывается??) - не знали.
    Жаль до выставки не доедем - далеко, может где-то есть технология, как делают карбасы - в общих чертах, дальше-то конечно - индивидуально?..

    dona
  • Именно Карбасы делались только поморами и только на территории архангельской и мурмонской областей и части карелии

    ИА Патриот Поморья
  • Это я понимаю; конечно, везде свои конструкции и свои названия, и все они интересны, потому и спрашиваю - может про карбасы где-то подробнее есть?..

    dona
  • вы можете зайти на сайт Патриот Поморья, там в этой статье есть видео - материал, где автор выставки как раз и расказывает про карбасы =)

    ИА Патриот Поморья
  • Ага, спасибо большое! Зайду. :-)

    dona