dona

Безворсовый ковёр

Многие века безворсовые ковры ткут русские, украинцы, башкиры, молдаване, кумыки и другие народы в нашей стране и за рубежом. Несложные приемы, экономное расходование материалов, возможность создавать при этом самые разнообразные узоры и композиции способствовали необычайно широкому распространению техники безворсового ковроткачества.

У безворсовых ковров обе стороны гладкие, с одинаковым рисунком. Ткань ковра образуется простым полотняным переплетением — перекрещиванием нитей основы и утка в шахматном порядке. Основа — крепкие крученые нити, располагающиеся по длине ковра. Уток — нити, поперечно переплетающиеся с нитями основы и сплошь закрывающие ее. Количество нитей основы и утка в площади ковра, измеряемой в 1 кв. дм или 1 кв. м, называется плотностью ткани безворсового ковра. Нити основы считаются по парам, а уточные — по количеству прокидок.

Узор воспроизводится в ткани ковра по счету нитей основы и утка, поэтому техника выполнения таких ковров называется счетной. Считаются нити по техническому рисунку — эскизу ковра в цвете, переведенному на клетчатую бумагу. Одна клетка условно соответствует площади ковра, образованной одной парой нитей основы и определенным количеством прокладок утка, необходимых для образования квадрата ткани. При этом следует учесть, что чем тоньше применяемые нити, тем большее их количество должно приходиться на квадрат ткани ковра.

Ткать ковер можно на простом наклонном станке, изображенном на рисунке 1. Во время работы он прислоняется к стене. Но более удобен вертикальный станок (рис. 2). Толщина деталей станка и их размеры зависят от размеров ковра, который вы хотите соткать. Но в любом случае конструкция должна быть прочной и жесткой. Нижняя перекладина неподвижно крепится к стойкам, а верхняя свободно ходит в пазах и закрепляется клиньями. Клинья забиваются в пазы на одинаковую глубину так, чтобы перекладины были параллельны.

1 и 2 — наклонный и вертикальный станки для ковроткачества.

Перед заправкой станка основой — хлопчатобумажными или льняными нитями — клинья следует выбить из пазов настолько, чтобы верхняя перекладина опустилась в пазах примерно на 2,5—3 см. Для равномерного распределения нитей основы на перекладинах сделайте пометки-деления карандашом, начиная от середины. Последние отметки у боковин не должны приближаться к ним более чем на 10 см. Это также следует учесть при изготовлении станка и расчете рисунка ковра по ширине.

Заправляя станок основой, обвивайте ее нить с клубка или катушки вокруг перекладин в строго вертикальном направлении. Начало нити привяжите к нижней перекладине и передайте клубок сверху помощнику, стоящему позади станка. Помощник должен вернуть клубок из-под нижней перекладины — и так до тех пор, пока заправка станка основой не будет закончена.

Нужное количество нитей, приходящихся на 1 дм, распределяют на одинаковом расстоянии друг от друга как на нижнем, так и на верхнем валах. По краям основы, прилежащим к боковинам станка, натяните по две-три нити дополнительно — они создадут прочные закрайки ковра, что не позволит ему в готовом виде заворачиваться, скручиваться. Окончив заправку, конец нити основы закрепите так же на нижней перекладине. Затем вновь набейте клинья в пазы — верхняя перекладина поднимется, и нити основы крепче натянутся на станке.

Заправленная основа создаст на станке ту рабочую площадь, которая в целом должна соответствовать длине ковра вместе с бахромой (длина ковра плюс 50 см основы для бахромы и удобства работы).

Поскольку ткань ковра образуется полотняным переплетением, нити основы передней рабочей плоскости разделите на четные и нечетные, проложив между ними круглую палочку диаметром 25 мм. Она должна быть на 6—8 см длиннее ширины заправленной основы. Разделяя нити, крайние из них наберите на палочку по две столько раз, сколько вы натянули дополнительных нитей закраек.

Нити основы распределите равномерно на пары. Для этого сделайте уравнительную плетенку. К правой боковине станка над нижней перекладиной привяжите нить, аналогичную по качеству основной. Свободный ее конец проложите позади нитей передней плоскости основы и придерживайте, слегка натягивая ее левой рукой. Указательным и большим пальцами правой руки выводите нить на себя между каждой очередной парой нитей основы. Образуются петли, обхватывающие пару нитей основы (рис. 3). Набор таких петель по всей ширине основы составит цепочку-плетенку, конец которой укрепите на левой боковине станка.

Такую же плетенку выполните и под верхней перекладиной. Уравнительные плетенки, устанавливаемые точно под прямым углом к нитям основы, помогут удержать нужную ширину основы и лучше закрепить концевые части ковра.

Когда вы делили нити основы на четные и нечетные с помощью палочки, вы определили положение нитей, которое называют зевом. В зев должна проходить ладонь. В этом положении четные нити находятся спереди, а нечетные сзади. Для переплетения основы с уточными (узорообразующими) нитями нужно сменить зев, то есть поменять положение четных и нечетных нитей. Делается это с помощью нитяных ремизок. Нарежьте нити, оставшиеся на клубке, на равные отрезки длиной не менее 30 см. Обвивайте каждою нечетную нить основы отдельным отрезком, выравнивая его концы и выводя их вперед. Концы каждых 8—10 отрезков завяжите в узлы так, чтобы они свободно висели. Оттягивая ремизку за узел на себя, вы смените зев (рис. 4).

Итак, станок заправлен основой и ремизками. Теперь подбейте клинья, хорошо натянув основу, но не слишком сильно, чтобы можно было менять зев без излишних усилий. Равномерно и хорошо натянутая основа позволит получить ровный ковер.

Вам потребуется два инструмента. Один из них — круглая небольшая палочка из прочного дерева, металла или кости, заостренная на одном конце. Длина палочки не менее 18 см. Ею выравнивают неровно проложенные нити утка между нитями основы. Другой инструмент — колотушка (рис. 5), которая имеет деревянную рукоятку и чуть закругленные 8—10 зубьев из металлических пластин, разделенных у основания рукоятки металлическими прокладками.

Приготовьте для утка шерстяную пряжу (можно и полушерстяную). Крашеную шерсть смотайте в клубки и подвесьте на станок или держите в коробке. От каждого клубка смотайте нить в маленький моточек - куфточку в виде восьмерки. Закрепите ее одним из концов в середине, а второй конец оставьте свободным (рис. 6). Куфточки легко будет прокладывать в зеве, а длину нити без излишних усилий регулировать.

Безворсовый ковер, как и любой другой, начинают ткать снизу вверх. Поднимите все ремизки вверх так, чтобы до них можно было легко дотянуться рукой, сидя на скамеечке. В открытый зев слева направо проложите нить утка между нитями основы, аккуратно и роено прибейте их колотушкой к уравнительной плетенке. При второй прокладке утка левой рукой поочередно опускайте ремизки, оттягивайте их на себя, выводя нечетные нити основы вперед, и прокладывайте правой рукой уточную нить справа налево.

Соткав таким образом 1,5—3 см концевой части ковра, возьмите шерстяную цветную нить и начинайте ткать узорную часть ковра с простой композицией из гладких одноцветных полос, которые можно чередовать в соответствии с композицией вашего рисунка. Через одну-две сплошные прокладки цветных уточин заплетайте закрайки ковра (рис. 7).

Следите, чтобы уточные нити сплошь закрывали основу, располагались между нитями основы свободно и в то же время не образовывали петель. Если нить утка слишком затянуть, рисунок может исказиться, и ковер выйдет деформированным — с перекосами одной или обеих сторон, а лицевая поверхность и изнанка ковра получатся некрасивыми, так как нити основы не будут плотно закрываться утком и начнут пестрить в ковровой ткани.

Счетной техникой можно выполнять в безворсовом ковре разнообразные узоры — линейно-геометрические и растительные, изобразительные композиции в виде пейзажей, портретов и т. д. Но не пытайтесь сразу ткать сложные композиции. Начинайте с простых узоров, а затем, когда наберетесь опыта, постепенно переходите к более сложным рисункам.

Чтобы получить узоры с вертикальными или наклонными прямыми линиями, нужно научиться способам сцепления узорообразующих утков. По ширине ковра от середины отсчитайте нити основы в соответствии с цветовыми плоскостями будущих узоров и закрепите разноцветные уточины на их границах (рис. 8). Существуют три основных способа соединения уточин в ткани ковра.

При соединении утков на «прямую нить» обогните утком нити основы на границе цветных участков рисунка (рис. 9). При этом на цветовой границе образуется просвет в ткани ковра. Чтобы образовалась ровная наклонная линия рисунка, один уток с каждой последующей прокладкой огибает на одну пару нитей основы больше, другой — соответственно меньше.

Два способа — соединение утков «на общую нить» и «со сцеплением утков» — более удобны при выполнении в ковре вертикальных линий любой протяженности и орнаментальных мотивов различной конфигурации. При способе «на общую нить» две разноцветные уточные нити на границе цветовых участков огибают поочередно одну и ту же нить основы (рис. 10), а «со сцеплением утков» — нити перевиваются между собой, образуя ткань без зазоров (рис. 11).

Соткав 25—30 см ткани ковра, ослабьте клинья станка и передвиньте наработанную часть ковра вниз, потянув за края обеими руками. Вновь натяните основу, подбив клинья, и продолжайте ткать.

Закончив выполнение узорной части ковра, сотките его вторую концевую часть так же, как и первую. Затем срежьте с боковин нити уравнительной плетенки и плотно прибейте ее колотушкой к ткани ковра. Ровно срежьте ножницами свободную основу, оставив на каждом конце ковра от 10 до 15 см нитей основы, и завяжите по 6—В нитей узлами в виде бахромы. Оставшиеся кончики цветных уточин срежьте ножницами с лицевой и изнаночной стороны и почистите ковер влажным веником. На рисунке 12 показан фрагмент готового ковра.

На рисунках: 1 и 2 — наклонный и вертикальный станки для ковроткачества, 3 — плетенка, 4 — ремизки; 5 — колотушка; 6 — так делают муфточку; 7 — заплетание закрайки ковра, 8 — закрепление разноцветных уточин на границах цветовых участков; 9, 10, 11 — различные способы соединения уточин в ткани ковра; 12 — фрагмент готового ковра.

Сумах – шерстяной односторонний безворсовый ковёр ручной работы.

Ткут сумахи горизонтальными рядами стежков, которые особым образом переплетают с нитями основы. Ряды нитей накладывают не параллельно, а встречно. Каждые два ряда, в которых стежки уложены встречно — один справа — налево, другой слева — направо, образуют колесообразную структуру «сюнбюль».

Отличительной особенностью сумахов является техника обметывания края ковра – может применяться как обычное обметывание, так и усложненное петельное обметывание. В одних сумахах применяется только усложненное петельное обматывание, в других обе техники вязки чередуются.
Старинный ковёр сумах.

Благодаря особенности плетения сумах обладает малой теплопроводностью, что делает этот ковер достаточно функциональным. Изнанка сумахов мохнатая, теплая и мягкая за счет длинных концов обрезанных нитей, которые выпускают с изнанки ковра.

Известно, что кочевники использовали сумахи для строительства своих юрт. Есть исторические свидетельства, что на сумах можно было выменять коня.

Современные сумахи широко используются в быту, в основном, для покрытия пола – они отличаются довольно большими размерами.

Цветовое решение старинных сумахов включало около 24 цветов и оттенков, в которых преобладали охристо-золотистые и красно-коричневые тона. Цветовая гамма выдерживалась в спокойных тонах.
Дагестанские ковры - Шерстяной ковер Сумах.

В современных сумахах присутствуют сине-голубые тона в сочетании с красными, вишнево-красными и красно-коричневыми цветами. Традиционно в цветовой гамме сумахов применяются темно-синий и темно-красный цвета.

Рисунок сумаха состоит из центральной части и бордюра. На центральном поле располагается несколько крупных медальонов, между которыми виден фон, заполненный редкими мелкими узорами.

Медальоны обычно имеют ромбовидную ступенчатую форму, хотя встречаются и другие очертания. Их заполняют мелкими геометрическими, стилизованными изображениями животных, птиц, растений, людей. В узорах сумахов также встречаются S-образные узоры, кресты, меандр, звездочки.

Центральную часть ковра окаймляет бордюр, состоящий из широкой центральной каймы и вспомогательных полос. На широкой кайме располагают крупные однотипные элементы, ритмически повторяющиеся и разные по цвету. Край ковра завершают узором, образующим динамическую замкнутую композицию.

Сумахи превосходят другие безворсовые ковры по своей красоте, долговечности и практичности.

Четкие контуры и геометрический рисунок придают сумахам строгий, сдержанный вид. Благодаря своим художественным особенностям сумах отлично впишется в интерьер современной квартиры, послужит в качестве настенного или напольного украшения.