dona

Дерево и человек

Тот, кто в жизни

Красивое сделал хоть раз,

Сделать что-нибудь плохо

Уже не захочет.

В. Федоров

Непреходящая красота русского леса наложила неизгладимый отпечаток на обычаи, обряды, характер и творчество нашего народа. Особенно ярко это проявилось в декоративно-прикладном искусстве, мастерам которого лес подарил еще и прекрасный естественный материал — дерево. Изделия из дерева, хранящие тепло рук мастера, не только украшают современный интерьер, но и надежно служат в домашнем хозяйстве.

Народные мастера создают произведения декоративно-прикладного искусства, исходя из физико-механических свойств древесины — цвета, текстурного рисунка, плотности, теплопроводности, коррозионной стойкости, прочности, упругости, пластичности, хрупкости, вязкости, раскалы-ваемости вдоль волокон, твердости и износостойкости. Такого обилия разнообразных свойств нет ни у какого другого известного нам природного или искусственного материала.

В связи с развитием техники многие предметы крестьянского обихода оказались теперь ненужными. Их встретишь разве только в музеях. Давно отпала необходимость, например, в ткацком деревянном станке. Но многие бытовые вещи и архитектурные детали, конструкция и приемы украшения которых были разработаны еще в глубокой древности, часто продолжают оставаться неизменными. Как и в старину, ажурной пропильной резьбой украшаются современные дома в сельской местности. Взяв за основу старые приемы обработки древесины и устоявшиеся мотивы узорочья, народные мастера развивают их, находя оригинальные решения декоративного убранства.

Продолжают развиваться старинные приемы резьбы, используемые в украшении современной деревянной утвари: декоративных блюд, шкатулок и прочего. В старинных русских городах Москве, Вязьме и Туле, славившихся когда-то фигурными печатными пряниками, возрождение производства было бы невозможно без привлечения к работе резчиков по дереву. Современные мастера успешно освоили приемы выполнения на древесине так называемого контррельефа. Были созданы не только пряничные доски — формы для производства, но и доски для формовки пряников в домашних условиях.

Как хранить хлеб, чтобы он не черствел и долго оставался свежим? Эта проблема стоит и теперь перед каждой семьей. Здесь тоже пригодился старый опыт, напомнивший, что хлеб хорошо сохраняется в деревянных хлебницах-коробейках. Такие коробейки до сих пор делают северные мастера, используя гибкость и пластичность некоторых видов древесины. Те же свойства учитывают при изготовлении вместительных кухонных солонок.

Солнечный материал

Подсчитано, что живое дерево вместе со стволом, ветвями, корнями, корой и листьями на 65—85% состоит из воды. Влага, доставляемая корнями из почвы, поддерживает жизнеспособность клеток растения. Но влага в природе нужна не только живому дереву, а и погибшему. Благодаря содержащейся в нем воде оно довольно быстро разрушается, превращаясь в естественное удобрение, необходимое живым растениям. Если бы этого не происходило, то многие леса земного шара были бы погребены под стволами и ветвями погибших деревьев.

Но вот древесина попадает в руки мастера-древодела, и содержащаяся в ней влага вместо положительной начинает играть отрицательную роль. Поверхность сырой древесины после точения, пиления и резания становится ворсистой и плохо поддается отделке. Ее очень трудно шлифовать, лаковые и красочные покрытия трескаются и осыпаются. После высыхания изде129 лие коробится и покрывается глубокими трещинами. Они возникают в древесине из-за неравномерного высыхания различных ее слоев — верхние высыхают и уменьшаются в объеме гораздо быстрее, чем внутренние.

Древесина растрескивается по сердцевинным лучам. На торце треснувшего бревна или кряжа хорошо видно, что в основном все трещины идут в радиальном направлении и лишь отдельные незначительные трещины могут располагаться на границе годичных слоев. Чем сильнее усыхает древесина, тем многочисленнее и глубже возникающие в ней трещины. Мягкая и легкая древесина усыхает обычно меньше, чем твердая, плотная и тяжелая. К тому же мягкая древесина высыхает значительно быстрее, чем твердая, меньше коробится и растрескивается. По степени усушки древесину различных деревьев можно разделить на три группы: малоусыхающие — ель, можжевельник, ива, кедр, тополь; сред-неусыхающие — вяз, груша, дуб, липа, ольха, осина, рябина и ясень; сильноусыхающие — береза, лиственница, яблоня, сирень и клен.

Еще в глубокой древности человек заметил, что древесина только после удаления влаги из легко разрушающегося сырья превращается в прочный и долговечный материал. Из него строили жилища, изготовляли орудия труда и различную хозяйственную утварь. Но как высушить древесину, чтобы в ней не образовывались трещины?

На протяжении многих веков разрабатывали народные мастера свои приемы сушки древесины, поражающие порой неожиданностью и остроумием. Деревья сушили прямо в лесу или во дворе под навесом, в отапливаемом помещении, в русской печке, в земле, стружках, в зерне, вываривали, вымачивали в воде... Применяя тот или иной способ сушки, мастера обязательно учитывали породу дерева, его строение, твердость, плотность и размеры заготовок. Подбирая подходящий материал для заготовок, они знали, что свилеватая древесина с перекрученными древесными слоями меньше подвергается растрескиванию, чем прямослойная. Им было известно, что участок ствола дерева, расположенный ближе к корню, так называемый комель, имеет более прочную древесину, меньше поддающуюся растрескиванию, чем вся остальная часть ствола. Древесное сырье сушили также с учетом условий, в которых будет находиться готовое изделие. Например, для столярных работ древесину сушили более тщательно, чем для строительных.

Влага, находящаяся в древесине только что срубленного дерева, делится на капиллярную, или свободную, и коллоидносвя-занную, или гигроскопическую. Гигроскопическая влага непосредственно входит в клетки древесины. Капиллярная влага, называемая народными мастерами «лесной влагой», заполняет межклеточное пространство и каналы древесины. В процессе сушки вначале удаляется капиллярная влага, а затем гигро-130 скопическая. В практике абсолютно сухая древесина не встречается.

В любой древесине содержится определенный процент влаги. Поэтому в деревообрабатывающем производстве при практическом определении степени влажности древесины принято указывать процентное содержание воды по отношению к 100 г условно абсолютно сухой древесины. Древесину только что срубленного дерева называют сырой. Она, как правило, имеет очень высокую степень влажности. Например, у ели и сосны она может доходить до 150%. Влажность около 200% имеет древесина, пролежавшая в воде. Ее называют мокрой. Древесину, содержащую 18—23% влаги, называют полусухой. Это значит, что на 100 г абсолютно сухой древесины приходится 18—23 г воды. А древесина, весившая в абсолютно сухом состоянии 100 г, будет весить при указанной влажности уже 118—123 г. Воздушносухая древесина имеет влажность 12—18%, а комнатносухая — 8—12%. Обычно для художественных и столярных работ применяется древесина, имеющая влажность 8—12%, а для плотницких — 12—18%. Например, стул или стол нужно делать из комнатносу-хой древесины, а резные наличники из воздушносухой.

Как же сушат древесину, каким образом ее из сырья превращают в чудесный солнечный материал?

Народные мастера заготавливали древесину на специально отведенных лесных участках, срубить дерево в лесу без разрешения считалось большим грехом и даже преступлением. Заго

товку начинали поздней осенью, как только с деревьев упадет последний лист, и заканчивали с началом весеннего сокодвижения. В эту пору в стволах оцепеневших деревьев находится очень мало «лесной влаги». Поэтому они быстрее высыхают, меньше растрескиваются. Природа сама подсушивала древесину, а человек лишь досушивал ее одним из известных способов.

Сушка древесины в лесу прямо на корню производилась весной и летом. Вокруг ствола дерева, предназначенного для рубки, снимали широкое кольцо коры. Влага из почвы переставала поступать в крону. Листья и хвоя вбирали в себя оставшуюся в стволе влагу, которая испарялась одновременно с засыханием. Дерево с подсохшим стволом валили, обрубали сучья, а затем раскряжевывали, то есть распиливали на бревна. В наше время таким способом заготовители подсушивают сосну перед сплавом по реке. Подсушка деревьев на корню увеличивает плавучесть сплавляемой древесины, а значит, и уменьшает ее потери в пути.

Весной, когда молодая листва набирала на деревьях полную силу, богородские мастера ехали в лес заготавливать липовую древесину для резных игрушек. У сваленной липы обрубали сучья и снимали кору со ствола примерно на две трети длины всего дерева. Верхнюю часть дерева с сучьями, ветвями и листьями (крону) оставляли нетронутой. Соображения были очень простыми. У спиленного дерева листва вянет не сразу, а продолжает долгое время бороться за жизнь, словно мощными насосами 131 втягивая в себя живительную влагу, находящуюся в стволе дерева. За две недели этот естественный насос выкачивал из ствола столько влаги, что на удаление ее при обычной сушке на открытом воздухе потребовалось бы несколько месяцев. По истечении двух недель ствол липы распиливали на кряжи длиной до полутора метров. Окоренные и подсохшие липовые кряжи, так называемые лутошки, привозили домой и досушивали на дворе под навесом, уложив их на возвышающийся над землей настил. К осени липовая древесина была уже вполне пригодна для всевозможных резных работ. Часть древесины пускали в дело, а остальную продолжали досушивать на вольном воздухе.

Атмосферная сушка или сушка на вольном воздухе, отличается простотой и доступностью, но дерево, расположенное под навесом, защищающим его от дождя и прямых солнечных лучей, сохнет очень медленно — от нескольких месяцев до нескольких лет. Летом древесина сохнет лучше, чем весной, осенью и зимой. Но если лето дождливое, она не только плохо сохнет, но может покрыться плесенью и даже загнить. При благоприятной погоде древесину можно высушить до воздушносухого состояния (12—18% влажности).