Сказания на меди Александра Иванова. Чеканка
c 15 февраля по 12 марта 2011 года Республика Татарстан
c 15 февраля по 12 марта 2011 года
Республика Татарстан
История чеканки насчитывает уже не одно тысячелетие. С древнейших времён из листового металла, обладавшего высокой пластичностью, мастера изготавливали боевые доспехи, посуду и различные декоративные изделия. А с помощью чеканки на их поверхности создавались орнаментальные и сюжетные рельефы, которые могли быть как низкими, так и высокими. Образцы художественной обработки металла мастерами разных эпох и поколений можно увидеть в музеях. А вот в домашнем интерьере изделий ручной работы встретить почти невозможно, разве что простенькие панно эпохи развитого социализма, когда давались указания создавать участки по изготовлению сувенирной продукции при крупных предприятиях или же развивать отдельные виды прикладного искусства, используя труд так называемых надомников. Тем поразительнее было увидеть то, что предстало перед глазами зрителей на выставке под названием «Татарстан», открывшейся 10 февраля в Выставочном зале Елабужского музея-заповедника. Не панно, а выполненные в технике чеканки с высоким рельефом настоящие картины, порой включающие в себя не один, а целую серию сюжетов, достигающие почти полутора метров в длину, где не найдётся ни одного квадратного сантиметра, на котором бы не потрудилась рука мастера, – с подобными работами елабужанам знакомится ещё не доводилось. На вопрос, есть ли у него какие-то звания, автор этих работ Александр Иванов, засмеявшись, сказал: «Нет никаких званий, я простой татарский парень». По поводу «парня» можно, конечно, поспорить, ведь Александру как-никак без году 60 лет. Хотя кто его знает, может быть для него время остановилось именно тогда, 37 лет тому назад, когда он впервые взял в руки чеканы и, ударив по медной пластине, с изумлением понял, что при желании на ней можно воспроизвести всё, что захочешь. Случилось это в мастерской художественной группы Нижнекамского химкомбината, которой руководил Г.В.Арчуашвили. Под его началом работали восемь художников, которые занимались живописью, чеканкой, резьбой, различными оформительскими работами для нужд предприятия и города. Как-то они выкладывали мозаику в магазине «Колос», и Александр Иванов вызвался им помогать. Заметив его интерес и неистощимую работоспособность, Георгий Владимирович пригласил его в мастерскую, выделил стол, инструменты и предложил заниматься тем, чем он сам пожелает. Александр тогда, отслужив в армии, работал инструктором в пожарной охране. Но, оказавшись однажды в художественной мастерской, он в ней буквально пропал, забросив предыдущую работу, откуда и был благополучно уволен за прогулы. Правда, только через четыре месяца. Видно, и там надеялись, что исполнительный трудолюбивый инструктор ещё одумается и вернётся. А его с той поры не просто увлекло, а целиком и полностью захватило искусство чеканки. Начав с простых работ и несложных сюжетов, он, чем дальше, тем больше совершенствовал своё мастерство. Не имея никакого художественного образования, научился сам разрабатывать оригинальные авторские эскизы, которые затем с удивительной точностью воспроизводил на металле. Талант чеканщика не остался невостребованным. Долгие годы он проработал на шинном заводе и химкомбинате, занимаясь изготовлением сувенирно-подарочных изделий, выполняя непосредственные заказы генеральных директоров. Но всё это время Александр не прекращал создавать – и всегда в единственном экземпляре – свои творческие работы, которые не продавал, а оставлял в собственной коллекции. Первая из них датирована 1978 годом, последняя – 2010 годом. «В них вся моя жизнь», – говорит мастер. И ничуть не преувеличивает. Все дни, включая субботы и воскресенья, с утра до вечера, а то и до поздней ночи, он пропадает в своей мастерской. Выполняет заказы, а остальное время отдаёт творчеству. За тридцать с лишним лет в его авторской коллекции скопилось около ста работ. 56 из них представлены на елабужской выставке. Созданные на меди картины Александра Иванова очень трудоёмки. На каждую уходит в среднем от трёх месяцев до полугода. При этом он любит работать сериями, делая на определённую тему сразу несколько работ. Мирные или драматические страницы истории сменяются в его картинах персонажами народных сказок и легенд, сюжеты с чаепитием – космической фантастикой, однофигурные композиции из зверей и птиц – «страшилками» с аллегорическим изображением безумия и падения нравов, знаки зодиака – геральдикой. В последние годы Александр освоил технологию серебрения и золочения и всё чаще начинает использовать в работах цветной фон. Определённые изменения претерпела со временем и сама техника чеканки. Если первые четверть века мастер считал необходимым богато декорировать картины орнаментом, досконально прорабатывая каждую деталь фона, то сейчас стремится основное внимание сосредоточить на сюжете. Свою выставку он не случайно решил назвать «Татарстан». Многие его работы так или иначе связаны с нашей республикой. Родившись в многодетной крестьянской семье в небольшой деревне Мартыш Тукаевского района, он до 9 класса учился в татарской школе. И о своих истоках не забывал никогда. С особой любовью создал мастер в 1997-2001 годах серию крупных работ на темы Великой Булгарии, Казанского ханства, татарских народных сказок, таких как «Салам-Торхан», «Зухра», «Медвежий сын Атылах-матгарай», «Перепел и лиса». Как правило, в центре каждой сказочной композиции расположен главный сюжет, а по углам – четыре дополнительных, так что каждую картину хочется долго рассматривать, переходя взглядом от одного изображения к другому, любуясь фигурами людей и животных, деревенскими домиками и заборами, переливами листвы на деревьях, искусным воспроизведением буквально каждой травинки. К этой же серии примыкает великолепная картина «Коза и Баран», созданная в 2000 году на основе одноимённого произведения Габдуллы Тукая. Кстати, именно в том году, ставшем рубежом двух тысячелетий, прошла последняя персональная выставка Александра Иванова. Так что уже 10 лет широкая публика не имела возможности видеть произведения мастера чеканки, а он, в свою очередь, – слышать отзывы о своих работах. В Елабуге зрители не раз подходили после официального открытия к Александру Иванову, чтобы высказать своё искреннее восхищение его необычайными картинами и тем величайшим трудом, который он вложил в их создание. Практически все они рождались на глазах его друга Нура Хафизова. Он не просто высоко ценит работы Иванова, а, побывав в Дагестане у кубачинских мастеров, на Ближнем Востоке, где издавна распространено искусство чеканки, считает, что Александр уникален в своём роде и в том направлении художественной обработки металла, в котором он работает, ему нет равных. Подтверждением его слов служит письменный отзыв, оставленный на одной из предыдущих персональных выставок нижнекамского мастера: «Я давно знаком с искусством чеканки. Видел работы в ряде музеев страны. Но то, что представилось моим глазам здесь, на этой выставке, поразило меня и техникой, и сюжетами. Одно время мне казалось, что такой вид искусства. как чеканка, уходит в прошлое, но Александр Андреевич своей выставкой доказывает, что рано списывать чеканку, что у неё есть будущее. Пусть не на бытовом, а на музейном уровне. Я рад, Александр Андреевич, что вы сохраняете чеканку для будущего поколения. Желаю вам огромных успехов на этом поприще. Вадим Инешин, Заслуженный работник культуры России, член Союза журналистов Российской Федерации». Людмила Пахомова,
История чеканки насчитывает уже не одно тысячелетие. С древнейших времён из листового металла, обладавшего высокой пластичностью, мастера изготавливали боевые доспехи, посуду и различные декоративные изделия. А с помощью чеканки на их поверхности создавались орнаментальные и сюжетные рельефы, которые могли быть как низкими, так и высокими.
Образцы художественной обработки металла мастерами разных эпох и поколений можно увидеть в музеях. А вот в домашнем интерьере изделий ручной работы встретить почти невозможно, разве что простенькие панно эпохи развитого социализма, когда давались указания создавать участки по изготовлению сувенирной продукции при крупных предприятиях или же развивать отдельные виды прикладного искусства, используя труд так называемых надомников.
Тем поразительнее было увидеть то, что предстало перед глазами зрителей на выставке под названием «Татарстан», открывшейся 10 февраля в Выставочном зале Елабужского музея-заповедника. Не панно, а выполненные в технике чеканки с высоким рельефом настоящие картины, порой включающие в себя не один, а целую серию сюжетов, достигающие почти полутора метров в длину, где не найдётся ни одного квадратного сантиметра, на котором бы не потрудилась рука мастера, – с подобными работами елабужанам знакомится ещё не доводилось.
На вопрос, есть ли у него какие-то звания, автор этих работ Александр Иванов, засмеявшись, сказал: «Нет никаких званий, я простой татарский парень». По поводу «парня» можно, конечно, поспорить, ведь Александру как-никак без году 60 лет. Хотя кто его знает, может быть для него время остановилось именно тогда, 37 лет тому назад, когда он впервые взял в руки чеканы и, ударив по медной пластине, с изумлением понял, что при желании на ней можно воспроизвести всё, что захочешь.
Случилось это в мастерской художественной группы Нижнекамского химкомбината, которой руководил Г.В.Арчуашвили. Под его началом работали восемь художников, которые занимались живописью, чеканкой, резьбой, различными оформительскими работами для нужд предприятия и города. Как-то они выкладывали мозаику в магазине «Колос», и Александр Иванов вызвался им помогать. Заметив его интерес и неистощимую работоспособность, Георгий Владимирович пригласил его в мастерскую, выделил стол, инструменты и предложил заниматься тем, чем он сам пожелает.
Александр тогда, отслужив в армии, работал инструктором в пожарной охране. Но, оказавшись однажды в художественной мастерской, он в ней буквально пропал, забросив предыдущую работу, откуда и был благополучно уволен за прогулы. Правда, только через четыре месяца. Видно, и там надеялись, что исполнительный трудолюбивый инструктор ещё одумается и вернётся.
А его с той поры не просто увлекло, а целиком и полностью захватило искусство чеканки. Начав с простых работ и несложных сюжетов, он, чем дальше, тем больше совершенствовал своё мастерство. Не имея никакого художественного образования, научился сам разрабатывать оригинальные авторские эскизы, которые затем с удивительной точностью воспроизводил на металле. Талант чеканщика не остался невостребованным. Долгие годы он проработал на шинном заводе и химкомбинате, занимаясь изготовлением сувенирно-подарочных изделий, выполняя непосредственные заказы генеральных директоров. Но всё это время Александр не прекращал создавать – и всегда в единственном экземпляре – свои творческие работы, которые не продавал, а оставлял в собственной коллекции.
Первая из них датирована 1978 годом, последняя – 2010 годом. «В них вся моя жизнь», – говорит мастер. И ничуть не преувеличивает. Все дни, включая субботы и воскресенья, с утра до вечера, а то и до поздней ночи, он пропадает в своей мастерской. Выполняет заказы, а остальное время отдаёт творчеству. За тридцать с лишним лет в его авторской коллекции скопилось около ста работ. 56 из них представлены на елабужской выставке.
Созданные на меди картины Александра Иванова очень трудоёмки. На каждую уходит в среднем от трёх месяцев до полугода. При этом он любит работать сериями, делая на определённую тему сразу несколько работ. Мирные или драматические страницы истории сменяются в его картинах персонажами народных сказок и легенд, сюжеты с чаепитием – космической фантастикой, однофигурные композиции из зверей и птиц – «страшилками» с аллегорическим изображением безумия и падения нравов, знаки зодиака – геральдикой. В последние годы Александр освоил технологию серебрения и золочения и всё чаще начинает использовать в работах цветной фон. Определённые изменения претерпела со временем и сама техника чеканки. Если первые четверть века мастер считал необходимым богато декорировать картины орнаментом, досконально прорабатывая каждую деталь фона, то сейчас стремится основное внимание сосредоточить на сюжете.
Свою выставку он не случайно решил назвать «Татарстан». Многие его работы так или иначе связаны с нашей республикой. Родившись в многодетной крестьянской семье в небольшой деревне Мартыш Тукаевского района, он до 9 класса учился в татарской школе. И о своих истоках не забывал никогда. С особой любовью создал мастер в 1997-2001 годах серию крупных работ на темы Великой Булгарии, Казанского ханства, татарских народных сказок, таких как «Салам-Торхан», «Зухра», «Медвежий сын Атылах-матгарай», «Перепел и лиса». Как правило, в центре каждой сказочной композиции расположен главный сюжет, а по углам – четыре дополнительных, так что каждую картину хочется долго рассматривать, переходя взглядом от одного изображения к другому, любуясь фигурами людей и животных, деревенскими домиками и заборами, переливами листвы на деревьях, искусным воспроизведением буквально каждой травинки. К этой же серии примыкает великолепная картина «Коза и Баран», созданная в 2000 году на основе одноимённого произведения Габдуллы Тукая.
Кстати, именно в том году, ставшем рубежом двух тысячелетий, прошла последняя персональная выставка Александра Иванова. Так что уже 10 лет широкая публика не имела возможности видеть произведения мастера чеканки, а он, в свою очередь, – слышать отзывы о своих работах. В Елабуге зрители не раз подходили после официального открытия к Александру Иванову, чтобы высказать своё искреннее восхищение его необычайными картинами и тем величайшим трудом, который он вложил в их создание.
Практически все они рождались на глазах его друга Нура Хафизова. Он не просто высоко ценит работы Иванова, а, побывав в Дагестане у кубачинских мастеров, на Ближнем Востоке, где издавна распространено искусство чеканки, считает, что Александр уникален в своём роде и в том направлении художественной обработки металла, в котором он работает, ему нет равных. Подтверждением его слов служит письменный отзыв, оставленный на одной из предыдущих персональных выставок нижнекамского мастера: «Я давно знаком с искусством чеканки. Видел работы в ряде музеев страны. Но то, что представилось моим глазам здесь, на этой выставке, поразило меня и техникой, и сюжетами. Одно время мне казалось, что такой вид искусства. как чеканка, уходит в прошлое, но Александр Андреевич своей выставкой доказывает, что рано списывать чеканку, что у неё есть будущее. Пусть не на бытовом, а на музейном уровне. Я рад, Александр Андреевич, что вы сохраняете чеканку для будущего поколения. Желаю вам огромных успехов на этом поприще. Вадим Инешин, Заслуженный работник культуры России, член Союза журналистов Российской Федерации».
Людмила Пахомова,
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Адрес: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Гассара, 9 Проезд: Автобусы №№ 3, 4, 6, маршрутные такси №№ 3, 3а, 4, 6, 6а, 9, 12 до остановки "Площадь Ленина" Телефоны: турцентр: (885557) 7-86-68 URL: elabuga.com/ EMail: elmuseum@mail.ru
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:
Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Гассара, 9
Проезд:
Автобусы №№ 3, 4, 6, маршрутные такси №№ 3, 3а, 4, 6, 6а, 9, 12 до остановки "Площадь Ленина"
Телефоны:
турцентр: (885557) 7-86-68
URL:
elabuga.com/
EMail:
elmuseum@mail.ru