"Природы вечной круговерть..." Тагильский сюжетный поднос c 6 декабря 2010 по 26 января 2011 Свердловская область В Нижнетагильском музее изобразительных искусств проводится интересная выставка «Природы вечной круговерть», посвященной современной сюжетной росписи и трафаретному орнаменту в тагильском подносном промысле. На фото - поднос - Бинас Т. Голлнадский натюрморт. 2010 год Тагильский подносный промысел известен с XVIII века как один из центров цветочной маховой росписи. Однако не менее известен была и сюжетная живопись на подносах, которая в последние годы заняла одно из ведущих мест в тагильском лаковом искусстве. Выставка посвящена проблемному вопросу – что есть сюжетная композиция в системе промысла? какое место ей отводится? Как развивается промысел в данном направлении? В экспозицию вошло 70 работ известных тагильских мастеров, большинство из которых являются выпускниками художественных заведений Нижнего Тагила. Почти треть произведений выставки - это работы известных мастеров сюжетной росписи Надежды Петуховой, Любови Никитиной, Светланы Поповой, Марины Пальцевой, Аллы Астровидовой, Ольги Ивановой. Творческий коллектив участка декоративной росписи подносов Отдела проектных и оформительских работ ООО РСК НТМК, существующий с 1991 года, отличается новаторскими идеями в области разработки новых тем в сюжетной росписи подносов. В выставке также приняли участия преподаватели Уральского училища прикладного искусства (техникума) - Жанна Овчинникова, Алевтина Сидорова, Екатерины Семячкова и педагог Детской художественной школы № 1 - Татьяна Бинас. Кроме того на выставке представлены работы художников Ирины Решетовой, Марии Маркиной, Евгении Новокшоновой, Андрея Шепилова, Сергея Веселкова, Андрея Пономарёва и Ирина Смыковой. В экспозиции выставки представлены различные жанры - пейзаж, натюрморт, бытовой, а также подносы с трафаретным орнаментом. Особый раздел посвящен копийным произведениям, занимающим важное место в тагильском подносном промысле. Практика копийной работы на подносах ведет свое начало от демидовской школы, основанной еще в начале ХIX века. И сегодня копийные работы в пейзажном жанре популярны среди художников тагильского подносного промысла, предпочитающих обращаться к произведениям русских художников – передвижников, воспевших величие и красоту родной природы – это работы Е.Вардугиной «Рыбаки» (копия с работы А.А.Гине), Е.Новокшоновой «Дворик» (копия с работы В.Д.Поленова), Ж.Овчинниковой «Пейзаж с прудом» (копия с работы Е.Е.Волкова), А. Шепилова «Три царевны подземного царства» (копия с работы В.М.Васнецова). Особым успехом у тагильских художников пользуются произведения голландских мастеров XVI-XVII веков, привлекающие строгим отбором предметов, разнообразием фактур предметного мира (работа Татьяны Бинас). Превалирующее место в экспозиции занимает жанр пейзажа, раскрывающий тему выставки. Представленные на выставке пейзажные работы художников являются как исполненными по мотивам произведений великих русских художников-пейзажистов И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, А.И.Мещерского (работы Л.Никитиной, А.Шепилова, Ж.Овчинниковой), так и сочиненными авторскими композициями - А. Сидоровой, Е.Вардугиной, А.Пономарева и др. В произведении известной художницы И.Решетовой «Лесная песня», выполненном на старинной форме кованого подноса XIX века, сочетаются многие традиционные приемы тагильского промысла - копчение, трафаретный узор, живописные вставки – миниатюры с изображением птиц, которые удачно раскрывают художественный замысел произведения. Жанр натюрморта представлен на выставке авторскими произведениями Л. Никитиной, С. Поповой и М. Пальцевой. Один из них - большой поднос «Фруктовый дар» Л.Никитиной, получивший приз зрительских симпатий в прошлом году на выставке в Екатеринбурге «Не мертвая натура». В жанровых композициях художники обращаются к сценкам из жизни прошлых столетий, с большим вниманием выписывая отдельные детали крестьянского костюма, с особым настроением передают забавные детские образы, стараясь вписать композицию в форму подноса, заключая её в золотой орнамент, словно картину в «раму». Таковы произведения О. Ивановой «Встреча», С.Поповой «Свидание», А.Астровидовой «Рыбаки», Н.Петуховой «Рождественский сувенир». В наборе «Природы вечной круговерть» И.Смыкова - известная мастерица промысла, попыталась объединить традиционное уральское маховое письмо с многослойной миниатюрной живописью на малых подносах, отражающих бытовые сценки из народной жизни. Одним из интересных направлений в тагильском подносном промысле остается трафаретный орнамент, часто сочетающийся с орнаментом, написанным от руки, или с раскрашенным узором с применением масляных красок, золотной пасты и фольги. Таковы работы М.Маркиной, С.Веселкова и Е.Семячковой. Запоминающиеся, выразительные и яркие произведения мастеров, представленные на выставке «Природы вечной круговерть», говорят о большом творческом потенциале художников, работающих в сюжетном направлении. И думается, что традиции уникального тагильского подносного промысла, ставшего неотъемлемой частью духовной культуры России, будут сохранены и продолжены. Лидия Хайдукова Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств Адрес: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 7 Проезд: Трамвай №№ 1, 3, 9 до ост. "Музей"; маршрутное такси №№ 4, 22 Телефоны: (3435) 25-2801, 25-2429 URL: www.ntagil.ru/culture/mii/ EMail: artmnt@list.ru
"Природы вечной круговерть..." Тагильский сюжетный поднос c 6 декабря 2010 по 26 января 2011 Свердловская область c 6 декабря 2010 по 26 января 2011 Свердловская область В Нижнетагильском музее изобразительных искусств проводится интересная выставка «Природы вечной круговерть», посвященной современной сюжетной росписи и трафаретному орнаменту в тагильском подносном промысле. На фото - поднос - Бинас Т. Голлнадский натюрморт. 2010 год Тагильский подносный промысел известен с XVIII века как один из центров цветочной маховой росписи. Однако не менее известен была и сюжетная живопись на подносах, которая в последние годы заняла одно из ведущих мест в тагильском лаковом искусстве. Выставка посвящена проблемному вопросу – что есть сюжетная композиция в системе промысла? какое место ей отводится? Как развивается промысел в данном направлении? В экспозицию вошло 70 работ известных тагильских мастеров, большинство из которых являются выпускниками художественных заведений Нижнего Тагила. Почти треть произведений выставки - это работы известных мастеров сюжетной росписи Надежды Петуховой, Любови Никитиной, Светланы Поповой, Марины Пальцевой, Аллы Астровидовой, Ольги Ивановой. Творческий коллектив участка декоративной росписи подносов Отдела проектных и оформительских работ ООО РСК НТМК, существующий с 1991 года, отличается новаторскими идеями в области разработки новых тем в сюжетной росписи подносов. В выставке также приняли участия преподаватели Уральского училища прикладного искусства (техникума) - Жанна Овчинникова, Алевтина Сидорова, Екатерины Семячкова и педагог Детской художественной школы № 1 - Татьяна Бинас. Кроме того на выставке представлены работы художников Ирины Решетовой, Марии Маркиной, Евгении Новокшоновой, Андрея Шепилова, Сергея Веселкова, Андрея Пономарёва и Ирина Смыковой. В экспозиции выставки представлены различные жанры - пейзаж, натюрморт, бытовой, а также подносы с трафаретным орнаментом. Особый раздел посвящен копийным произведениям, занимающим важное место в тагильском подносном промысле. Практика копийной работы на подносах ведет свое начало от демидовской школы, основанной еще в начале ХIX века. И сегодня копийные работы в пейзажном жанре популярны среди художников тагильского подносного промысла, предпочитающих обращаться к произведениям русских художников – передвижников, воспевших величие и красоту родной природы – это работы Е.Вардугиной «Рыбаки» (копия с работы А.А.Гине), Е.Новокшоновой «Дворик» (копия с работы В.Д.Поленова), Ж.Овчинниковой «Пейзаж с прудом» (копия с работы Е.Е.Волкова), А. Шепилова «Три царевны подземного царства» (копия с работы В.М.Васнецова). Особым успехом у тагильских художников пользуются произведения голландских мастеров XVI-XVII веков, привлекающие строгим отбором предметов, разнообразием фактур предметного мира (работа Татьяны Бинас). Превалирующее место в экспозиции занимает жанр пейзажа, раскрывающий тему выставки. Представленные на выставке пейзажные работы художников являются как исполненными по мотивам произведений великих русских художников-пейзажистов И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, А.И.Мещерского (работы Л.Никитиной, А.Шепилова, Ж.Овчинниковой), так и сочиненными авторскими композициями - А. Сидоровой, Е.Вардугиной, А.Пономарева и др. В произведении известной художницы И.Решетовой «Лесная песня», выполненном на старинной форме кованого подноса XIX века, сочетаются многие традиционные приемы тагильского промысла - копчение, трафаретный узор, живописные вставки – миниатюры с изображением птиц, которые удачно раскрывают художественный замысел произведения. Жанр натюрморта представлен на выставке авторскими произведениями Л. Никитиной, С. Поповой и М. Пальцевой. Один из них - большой поднос «Фруктовый дар» Л.Никитиной, получивший приз зрительских симпатий в прошлом году на выставке в Екатеринбурге «Не мертвая натура». В жанровых композициях художники обращаются к сценкам из жизни прошлых столетий, с большим вниманием выписывая отдельные детали крестьянского костюма, с особым настроением передают забавные детские образы, стараясь вписать композицию в форму подноса, заключая её в золотой орнамент, словно картину в «раму». Таковы произведения О. Ивановой «Встреча», С.Поповой «Свидание», А.Астровидовой «Рыбаки», Н.Петуховой «Рождественский сувенир». В наборе «Природы вечной круговерть» И.Смыкова - известная мастерица промысла, попыталась объединить традиционное уральское маховое письмо с многослойной миниатюрной живописью на малых подносах, отражающих бытовые сценки из народной жизни. Одним из интересных направлений в тагильском подносном промысле остается трафаретный орнамент, часто сочетающийся с орнаментом, написанным от руки, или с раскрашенным узором с применением масляных красок, золотной пасты и фольги. Таковы работы М.Маркиной, С.Веселкова и Е.Семячковой. Запоминающиеся, выразительные и яркие произведения мастеров, представленные на выставке «Природы вечной круговерть», говорят о большом творческом потенциале художников, работающих в сюжетном направлении. И думается, что традиции уникального тагильского подносного промысла, ставшего неотъемлемой частью духовной культуры России, будут сохранены и продолжены. Лидия Хайдукова В Нижнетагильском музее изобразительных искусств проводится интересная выставка «Природы вечной круговерть», посвященной современной сюжетной росписи и трафаретному орнаменту в тагильском подносном промысле. На фото - поднос - Бинас Т. Голлнадский натюрморт. 2010 год Тагильский подносный промысел известен с XVIII века как один из центров цветочной маховой росписи. Однако не менее известен была и сюжетная живопись на подносах, которая в последние годы заняла одно из ведущих мест в тагильском лаковом искусстве. Выставка посвящена проблемному вопросу – что есть сюжетная композиция в системе промысла? какое место ей отводится? Как развивается промысел в данном направлении? В экспозицию вошло 70 работ известных тагильских мастеров, большинство из которых являются выпускниками художественных заведений Нижнего Тагила. Почти треть произведений выставки - это работы известных мастеров сюжетной росписи Надежды Петуховой, Любови Никитиной, Светланы Поповой, Марины Пальцевой, Аллы Астровидовой, Ольги Ивановой. Творческий коллектив участка декоративной росписи подносов Отдела проектных и оформительских работ ООО РСК НТМК, существующий с 1991 года, отличается новаторскими идеями в области разработки новых тем в сюжетной росписи подносов. В выставке также приняли участия преподаватели Уральского училища прикладного искусства (техникума) - Жанна Овчинникова, Алевтина Сидорова, Екатерины Семячкова и педагог Детской художественной школы № 1 - Татьяна Бинас. Кроме того на выставке представлены работы художников Ирины Решетовой, Марии Маркиной, Евгении Новокшоновой, Андрея Шепилова, Сергея Веселкова, Андрея Пономарёва и Ирина Смыковой. В экспозиции выставки представлены различные жанры - пейзаж, натюрморт, бытовой, а также подносы с трафаретным орнаментом. Особый раздел посвящен копийным произведениям, занимающим важное место в тагильском подносном промысле. Практика копийной работы на подносах ведет свое начало от демидовской школы, основанной еще в начале ХIX века. И сегодня копийные работы в пейзажном жанре популярны среди художников тагильского подносного промысла, предпочитающих обращаться к произведениям русских художников – передвижников, воспевших величие и красоту родной природы – это работы Е.Вардугиной «Рыбаки» (копия с работы А.А.Гине), Е.Новокшоновой «Дворик» (копия с работы В.Д.Поленова), Ж.Овчинниковой «Пейзаж с прудом» (копия с работы Е.Е.Волкова), А. Шепилова «Три царевны подземного царства» (копия с работы В.М.Васнецова). Особым успехом у тагильских художников пользуются произведения голландских мастеров XVI-XVII веков, привлекающие строгим отбором предметов, разнообразием фактур предметного мира (работа Татьяны Бинас). Превалирующее место в экспозиции занимает жанр пейзажа, раскрывающий тему выставки. Представленные на выставке пейзажные работы художников являются как исполненными по мотивам произведений великих русских художников-пейзажистов И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, А.И.Мещерского (работы Л.Никитиной, А.Шепилова, Ж.Овчинниковой), так и сочиненными авторскими композициями - А. Сидоровой, Е.Вардугиной, А.Пономарева и др. В произведении известной художницы И.Решетовой «Лесная песня», выполненном на старинной форме кованого подноса XIX века, сочетаются многие традиционные приемы тагильского промысла - копчение, трафаретный узор, живописные вставки – миниатюры с изображением птиц, которые удачно раскрывают художественный замысел произведения. Жанр натюрморта представлен на выставке авторскими произведениями Л. Никитиной, С. Поповой и М. Пальцевой. Один из них - большой поднос «Фруктовый дар» Л.Никитиной, получивший приз зрительских симпатий в прошлом году на выставке в Екатеринбурге «Не мертвая натура». В жанровых композициях художники обращаются к сценкам из жизни прошлых столетий, с большим вниманием выписывая отдельные детали крестьянского костюма, с особым настроением передают забавные детские образы, стараясь вписать композицию в форму подноса, заключая её в золотой орнамент, словно картину в «раму». Таковы произведения О. Ивановой «Встреча», С.Поповой «Свидание», А.Астровидовой «Рыбаки», Н.Петуховой «Рождественский сувенир». В наборе «Природы вечной круговерть» И.Смыкова - известная мастерица промысла, попыталась объединить традиционное уральское маховое письмо с многослойной миниатюрной живописью на малых подносах, отражающих бытовые сценки из народной жизни. Одним из интересных направлений в тагильском подносном промысле остается трафаретный орнамент, часто сочетающийся с орнаментом, написанным от руки, или с раскрашенным узором с применением масляных красок, золотной пасты и фольги. Таковы работы М.Маркиной, С.Веселкова и Е.Семячковой. Запоминающиеся, выразительные и яркие произведения мастеров, представленные на выставке «Природы вечной круговерть», говорят о большом творческом потенциале художников, работающих в сюжетном направлении. И думается, что традиции уникального тагильского подносного промысла, ставшего неотъемлемой частью духовной культуры России, будут сохранены и продолжены. Лидия Хайдукова Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств Адрес: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 7 Проезд: Трамвай №№ 1, 3, 9 до ост. "Музей"; маршрутное такси №№ 4, 22 Телефоны: (3435) 25-2801, 25-2429 URL: www.ntagil.ru/culture/mii/ EMail: artmnt@list.ru Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств Адрес: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 7 Проезд: Трамвай №№ 1, 3, 9 до ост. "Музей"; маршрутное такси №№ 4, 22 Телефоны: (3435) 25-2801, 25-2429 URL: www.ntagil.ru/culture/mii/ EMail: artmnt@list.ru