Бухара по праву называется керамическим раем. В этом облаченном историческими тайнами и сказками городе, на выносных лотках, на ступенях домов, вдоль стен древних медресе – везде море керамической посуды. Традиционно для Бухары присуще гиждуванская и бухарская керамика. И еще, существуют работы Хорезмских мастеров. Помимо стройных и величаво стоящих минаретов, высочайших башен и голубизны куполов, внимание гостей города покоряется удивительным самобытным прикладным искусством этого края.
Среди многочисленных видов данного искусства особое место занимает художественная керамика. Во все времена лучшие произведения узбекской художественной керамики с редкостной выразительностью и лаконизмом выявляли истинные черты творческого народного гения.
Гиждуванская керамика, стеклянные изделия из Бухары, а также многочисленные глиняные фигурки, игрушки и посуда – все эти предметы, украшенные характерными орнаментами, многочисленными неповторяющимися узорами наилучшим образом передают теплоту души узбекского народа, его характер и уникальную культуру.
Керамика – одно из самых древних ремесел. Во многих городах и селах Узбекистана развито гончарное ремесло и в каждом регионе формировалась своеобразная школа. Наиболее известны в народе мастера Усто Абдулло, Ибрахимджан Камилов, Б.Нишанов, У.Шерматов, Ш.Юсупов, А.И.Саттаров, А.Юлдашев и З.Бобоев.
Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла в Бухарском ханстве. Поливная и неполивная керамика ведущих центров имела локальные особенности, проявляющиеся в своеобразии форм, орнаментального декора, колорита.
В последние годы возрождаются исторически сложившиеся центры производства, значительно расширяется ассортимент изделий (блюда, пиалы, чаши, сосуды для воды, молока, разнообразные хумы для хранения продуктов), улучшается их качество. Мастера, ощутив поддержку государства, увеличивают объемы производства, для достижения рентабельности и конкурентоспособности своей продукции.
Они стремятся к сохранению местных особенностей, восстанавливают забытые формы и рисунки. Вместе с тем в декоре керамических изделий появляются новые орнаментальные и изобразительные мотивы. Для керамики Бухары характерна зелено-желтая гамма, построенная на контрасте. Возвращается и традиция изготовления глиняной игрушки – непременного атрибута древних культовых обрядов. Удивительные расписные фигурки животных «учпу-лак» — подлинные произведения декоративного искусства. Этот вид ремесла, характерный в прошлом для бухаро-самаркандской школы керамики, практически исчез.
В 46 километрах от Бухары расположен маленький городок Гиждуван. С давних времен и до наших дней Гиждуван славится как торговый город и центр ремесленничества. Керамика занимает особое место среди различных ремесел, процветающих в городке. Гиждуванскую школу керамики отличает использование геометрических форм ицветов в орнаментах.
Одним из знаменитых бухарских керамистов являлся Ибодуло Нарзуллаев. Он же и был основателем Бухарской школы керамики. Уста (в переводе с узбекского «мастер») Ибадулло создал не только свой индивидуальный стиль, но и передал свое мастерство сыновьям Алишеру и Абдулло и дочери Нодире. Это шестое поколение, продолжающее традиции создания керамических изделий своей семьи. На сегодняшний день бухарские ремесленники известны не только в Узбекистане, но и по всему миру.
В.Сидоренко.
Какая красивая посуда!! Вот это да. Ещё очень понравились глиняные куклы на одной из фотографий. Действительно, произведения искусства!
Мы в восторге от посуды в сине-голубых тонах, что на самых верхних фотографиях! Потрясающе красивая роспись!