Бухарская вышивка
Бесконечная любовь к природе находит свое отражение в вышивках искусных швей Бухары, их узоры впитали в себя символы и формы разных эпох. Бухарские сюзане XIX в. отличаются богатством цветочных и растительных мотивов, которые передают бесконечную красоту окружающей природы - это изображение деревьев, цветущих кустов, разнообразных цветов: гвоздик, тюльпанов, пионов, хризантем и т.д. Узоры из них символизируют собой цветение природы, жизнеутверждающее начало на земле. Цветы - символы любви и верности, столь близкие духовному миру женщин, издревле являлись символом продолжения жизни, фрукты - символом плодородия.
Для воспроизведения птиц вышивальщицы использовали различные виды швов. В их рисунке соблюдались определенные приемы - туловище птицы вышивалось в виде полумесяца, для хвоста и перьев использовались разноцветные нити. Общеизвестно, что изображение птиц в вышивках связано с мифологией народов Средней Азии. Так, поющая птица на цветущем кусте символизировала любовь, возвышенные чувства. Например, на интересном экземпляре вышивки из Шафиркана второй половины XIX в. мы видим изображенную в ее центральной части птицу с широко распахнутыми крыльями. На покрывале Бухары середины XIX в. в ее арочной части - птица на ветке, держащая в клюве цветок; это символическое изображение мифологической птицы Семург.
Сюзане - вышитое декоративное панно, распространённое у народов Таджикистана и Узбекистана.
На гиждуванской вышивке "такияпуш" второй половины XIX в. из Бухарского Государственного художественно-архитектурного музея-заповедника вышивальщица изобразила всадника на коне. Этот сюжет связан с легендой о птице счастья, повествующей о том, что в государстве, оставшемся без правителя, трижды выпускают "птицу счастья". Если птица трижды садилась на голову одного и того же человека, его и выбирали царем. Таким образом, птицу счастья вышивальщицы изображали как символ мечты и заветных желаний.
Нередко в сюзане встречаются изображения скорпионов, что имело также символическое значение. По народным представлениям, скорпион предохранял новобрачных от людей, способных отравить жизнь, был своего рода оберегом.
Столь же популярны в вышивках Бухары изображения рыб и змей. В Берлинском народном музее в коллекции Игнасио Вока хранится Шафирканское сюзане, на котором изображена стая рыб, плавающих в прозрачной воде. Это впечатление создает фон сюзане, вышитый нитями голубого и синего цветов. В центральной же части композиции симметрично расположены змеевидные тела рыб, свободные места заполнены подводными растениями и мелкими рыбками. Их туловище, плавники и хвост вышиты красным нитями.
В народе рыба представляла собой "Лукмон-халол", что означает честно заработанную и разрешенную шариатом к употреблению пищу, поэтому она - символ чистоты. Это сюзане является единственным экземпляром, посвященным этой теме. Существуют также вышивки с изображением одной рыбы, но Шафирканское сюзане со стаей рыб известно лишь в одном экземпляре.
Ловушки для духов в сюзане
В вышивках Бухары и Вабкента часто встречается воспроизведение бараньих рогов, что, на наш взгляд, связано с легендой о пророке Ибрагиме и Исмаиле. Следует также упомянуть, что это - один из популярнейших мотивов древнего и средневекового искусства, встречающихся в настенных рисунках Варахши, древнего Панкента. Часто бараньи рога в виде налепов присутствуют в античных керамических изделиях.
Сюзане Гиждувана богаты изображениями оленя, лошади, горной козы и других животных. Так, весьма сильное впечатление производит вышивка начала XIX в. с фигурой тигра желто-золотистого окраса. В центре этого сюзане - пара влюбленных, юноша и девушка, слон и горные козлы, которые умело спрятаны вышивальщицами между узорами. Знакомство с вышивками бухарской школы еще раз убеждает нас в том, что вышивальщицы достигли значительных высот в искусстве передачи через образы природы символической картины мира, полной философской глубины.
Сюзане, фото




