Цветовое решение лоскутного панно
Если вы используете одновременно и однотонные ткани, и ткани с разным рисунком, то следите, чтобы во всех лоскутах был один общий объединяющий цвет. Удачно смотрятся работы, где цвет гладкоокрашенных (однотонных) тканей повторяет какую-нибудь краску в разноцветных и рисунчатых тканях. «Растяжка» цвета (например, от бордового к бледно-розовому) лучше смотрится в изделиях из однотонных тканей или тканей с мелким рисунком. Да и работать с такими тканями легче.
Лоскутки с крупным и особенно ярким рисунком требуют очень тщательного подбора партнеров для себя, иначе они могут разрушить общее полотно.
Привожу несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам достигнуть гармонии цвета в лоскутной композиции.
Старайтесь подобрать в одну работу как можно больше оттенков одного и того же цвета.
Немаловажную роль играет контраст света и тени, потому что иногда тщательно подобранные цвета одного тона на расстоянии могут слиться в единое цветовое пятно и испортить ваш труд. Чтобы этого не произошло, надо соблюдать градацию цвета: не совмещать рядом два одинаковых – слишком светлых или темных по тону – кусочка ткани. Например, бледно-розовый и светло-бежевый с расстояния могут смотреться одним светлым пятном.
Подбирая лоскутки для работы, используйте цвета, которые находятся рядом на цветном круге, например красный, оранжевый, желтый и промежуточные сочетания между ними – оранжево-красный, желто-оранжевый.
Старайтесь, чтобы ваша композиция была выдержана либо в холодной, либо в теплой гамме. Теплая гамма всегда приятнее для глаза (и домашнего интерьера тоже). Мне она нравится гораздо больше холодной. Для тёплой композиции можно также задать холодную рамку, или наоборот, или чередовать холодные и тёплые квадраты на общем панно.
Мой коврик-матрасик для маленьких пупсов из кромки.
Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) в сочетании с холодными цветами (синий, зеленый, голубой) в одной работе всегда будут «рваться» на первый план. Поэтому если у вас задумана композиция с равнозначными фигурами холодного и теплого цвета, то зрительно теплые будут казаться больше и интенсивнее по цвету. Для гармоничного восприятия композиции фигуры теплых цветов следует сделать чуть меньше по объему.
Комбинации контрастно-дополнительных цветов составляются из цветов, расположенных в противоположных цветовых секторах. Например, основной цвет – фиолетовый, дополнительные – желто-зеленый и желто-оранжевый.
Соседствуя рядом, цвета воздействуют друг на друга: иногда дополняют (желтый и зеленый), а иногда мешают (оранжево–красный и фиолетовый). Если применить нейтральную (серую, черную или белую) разделительную полосу, то цвета перестают агрессивно взаимодействовать и мешать друг другу, и смотрятся гармонично.
Интересные возможности дает использование в работе изнаночной стороны ткани вместе с лицевой. Очень часто изнаночная сторона ткани с более светлым и «смазанным» рисунком, но той же цветовой тональности придает работе дополнительную цветовую игру.
Не существует «правильных» цветов и сочетаний. Поэтому не надо бояться работать с тканями самых неожиданных и авангардных расцветок. Могут получаться удивительные по силе работы.
Важную роль в общем цветовом восприятии играет и окантовка работы. Гармоничная окантовка способна собрать всю композицию воедино и придать ей дополнительное очарование. Тогда как слишком яркая или не попадающая в общий тон (или один из цветов) может исказить и разрушить гармонию изделия. Например, слишком светлая кайма, не имеющая цветовой поддержки в работе, может привнести в композицию анемичность и вялость. Некоторые мастерицы не любят черного цвета и избегают использовать его в окантовке, считая, что он придает траурность и угрюмость работе. Но в то же время черный цвет способен «собрать» самую «завальную» композицию и придать ей графичность. Как витраж.
Помимо цветовой гармонии очень важно для каждой работы из лоскута подбирать определенные ткани более-менее одинаковой структуры, рисунка и чувствовать плоскость полотна. Представьте себе композицию, где красиво сочетаются цветовые куски в горизонтальном рисунке. И вдруг один из лоскутов какой-нибудь шотландки подходящего цвета располагается по диагонали. Он сразу будет разрушать единство полотна. То же часто происходит с ярким или агрессивным рисунком, даже если он органичен по цвету.
В одеяле будут плохо гармонировать шерстяные, хлопчатобумажные и тем более тонкие ткани, даже если они подшиты на основу. Старайтесь брать для определенного изделия ткани одного вида, например только хлопок или только шелк. Хотя в художественном панно допускается применение разных материалов: меха и бархата, замши, трикотажа и прочего, но наличие слишком разнородных тканей, особенно неумело собранных в одном изделии, может раздражать. Это уже видела в своих работах, из-за чего, бывало, и перешивала некоторые.