Вышивка в примерах
На фото - примеры вышивки, из архива, собрано за несколько лет. Работы здесь не мои. Также фотографии из книги с примерами вышивки. Вышивка является одним из самых распространённых и популярных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия.
По научному - что такое вышивка: Вышивка - это широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т.п.
В XVIII веке вышивки стали очень дороги — дороже, чем их вес в золоте!
В XVIII—XIX веках в воспитание девочек обязательно входило обуче ние искусству вышивки, которым они занимались ежедневно. Они учились делать различные стежки на куске льняной ткани. На этих образцах вышивались дома, животные, цифры, буквы алфавита и стихи. Заканчивая вышивку, девочка указывала на ней свое имя, возраст и число, ког да работа была закончена.
Вышивка разных стран
В каждой стране был свой собственный стиль вышивки. В Китае и Японии для вышивки использовались золотые нити и шелк, которыми на тонкой дамасской ткани вышивали драконов, цве ты, птиц и пейзажи. В теплых странах, таких, как Италия и Испания, вышивки были яркими и весе лыми по цвету и рисунку.
Франция и Швейцария славились изяществом работы. Там вышивки часто выполнялись белыми нитками на белом фоне. В балканских странах расшитая ярким орнаментом одежда и постельное белье переходили по наследству из поколения в поколение.
Вышивка на Руси
В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале 1—2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту.
В большинстве районов России в народной вышивке 18 и 19 веков (преимущественно счётной) доминирует огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного — в смоленской вышивке, в сочетании с белым и синим — в тульской, с зеленым — в калужской, с черным — в тамбовской, с многоцветным дополнением — в каргопольской.
В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб — символ Солнца в вышивке центральных районов, 3-частные геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посредине — в вышивке северных районов), уже в начале 19 в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые на в симметричные 3-частные композиции, а в центральных районах — в ряды 3-полосных фризов.
В вологодских вышивках часто встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей 17 века, сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком; нередко они сочетаются со своеобразно трактованными барочными раковинами и рокайльными завитками; счётная вышивка постепенно сменяется "свободным" тамбурным швом.
В вышивке южных районов (главным образом в воронежской) со 2-й половины 19 века господствует яркая полихромия; плотное, "ковровое" шитьё поражает тонкой цветовой гармонией и энергией ритмических ударов чёрного. Ряд народных вышивных промыслов возник во 2-й половине 19 века в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё белой гладью, торжковское золотое шитьё и др.). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы и пластический строй вышивки для верхних слоёв общества, при работе на рынок "от себя" постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народной вышивкой. Фигурные композиции приобретают обобщенность и ритмическую строгость симметричных построений, орнамент — плоскостно-силуэтную трактовку.