Музыка Австралии
и самые простые - природные - музыкальные инструменты
Очень интересно собирать информацию о самых простых музыкальных инструментах, используемых разными народами в своей культуре и ритуалах. Такие инструменты создаёт сама природа, и, глядя на то, что уже придумали люди, можно внимательнее смотреть на то, что есть вокруг. У нас тоже очень многое может быть использовано как музыкальный инструмент.
Музыка Австралии содержит элементы различных музыкальных культур: коренных жителей, англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения.
Музыка коренных жителей - аборигенов -сохранила архаические черты, следы влияния музыки Новой Гвинеи, а также переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые песни, бытовые, эпические. В северных районах распространено индивидуальное пение с собственным сопровождением (ударные инструменты), в южной и центральной — групповое.
Среди музыкальных инструментов, которые считались священными или магическими: чуринги (деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар, по которому ударяли палками. Среди древних идиофонов — бумеранги, свёртки шкур, напоминающие барабан (южные районы), погремушки из плодов и раковин, рифлёные дощечки, по которым водят палкой, папуасские ручные барабаны, обтянутые кожей (полуостров Кейп-Йорк); среди духовых — диджериду (труба из свёрнутой коры), юлунггул (из дерева), в Сев. Австралии — носовая флейта (из Новой Гвинеи).
С появлением европейцев и сокращением числа коренных жителей ареал распространения их музыки резко сузился.
Диджериду (Йедаки, дидьериду)
Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев.
Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1—3 метра, сердцевина которого выедена термитами, мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.
Остается лишь отыскать заготовки, и диджериду почти готов, только немного доделать, украсить. Не всякому аборигену удается найти заготовку, так как для поиска , как говорят, нужно обладать особенным состоянием сознания.
Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.
Диджериду (Didgeridoo) – европейско-американское название духового обертонного музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют Йедаки. Самая большая диджериду достигает в длину 2,5 метров.
Уникальность диджериду состоит в том, что он звучит всего на одной ноте. Но при этом этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и частично орган.
При игре используется техника непрерывного дыхания. На диджериду играют во время различных ритуалов и это способствует вхождению в транс. Этот инструмент не имел широкого применения и использовался только в некоторых районах Северной Австралии.
Пляски корробори
Аборигены находили множество радостей в повседневной жизни (чему нам можно у них учиться!), что способствовало созданию у них хорошего настроения и веселого нрава. А это - основа здоровья и долголетия. Радость бытия находила отражение в музыке и плясках, называемых корробори, которые обычно не связывались с обрядами и поэтому не были стеснены рамками ритуала - как говорится, танцевали "от души" :-).
В этих плясках изображались сцены из повседневной жизни, разыгрывались представления, имитирующие явления природы и события жизни.
Музыка как для корробори, так и для ритуалов исполнялась простыми средствами. В некоторых племенах ритм отбивали простым чередованием ударов по бедрам, в других — ударами палок о землю, иногда постукиванием двух бумерангов. Пучки листьев эвкалипта на лодыжках и предплечьях имитировали шуршание перьев эму.
Наиболее характерными звуками были монотонные причитания самих аборигенов и звуки, издаваемые «дидьериду» — описание смотрите выше. Труба служила своего рода рупором, усиливающим звук голоса.
Эти аборигены были очень уважаемы, ведь не так-то и легко найти хорошего «трубача», умеющего гудеть как бы не прерывая дыхания и в двух тональностях. Создатель песен тоже был очень уважаемой личностью. Он сам участвовал в представлениях и сочинял песни, повествующие о повседневных событиях; его обширный репертуар также пополнялся песнями, унаследованными от предков.
Сочинитель песен и «трубач» часто выступали по приглашению других групп и за эти услуги получали вознаграждение. Существовали также лидеры плясок. На них лежала основная часть исполнения корробори, что требовало мастерского подражания, особенно повадкам животных.
Современное корробори может изображать также хронику стычек или представлять сцены первых контактов с европейцами.