"Детство. Отрочество. Юность"
Редкие книжные издания, акварели, литографии
c 9 сентября по 16 октября Саратовская область
c 9 сентября по 16 октября
Саратовская область
8 сентября 2011 года в 17 часов в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) открылась выставка "Детство. Отрочество. Юность" (Часть 2) из собрания Радищевского музея. На выставке будут представлены живописные, графические работы, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы и фотографии, детские рисунки, акварели, литографии, книжные издания середины XIX-XX вв. Выставка продлится до 16 октября 2011 года. В контексте выставки "Детство. Отрочество. Юность" замечательно смотрятся литографии из серийных альбомов самобытной художницы рубежа XIX-XX вв. Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914), основу творчества которой составляет детская тема. Жанровые детские сценки, ставшие сюжетами её акварелей, литографий, эскизов для росписи хрусталя и фарфора придавали её работам особое очарование, а рисовальщице принесли всемирную славу и заслуженные награды. Поклонниками её творчества были коллекционеры П. Третьяков, И. Цветков, русские императоры Александр III и Николай II, пополнявшие свои собрания её произведениями. Наибольшую славу художнице принёс силуэт. Эту оригинальную в то время графическую технику Бём использовала для иллюстраций детских журналов "Игрушечка" и "Малютка". Детскими силуэтами украшала рисовальщица народные сказки, произведения русских писателей, многие из которых стали библиографической редкостью именно благодаря её иллюстрациям, как, например, крыловские басни и тургеневская "Муму". Используя технику литографического силуэта, Елизавета Бём издавала небольшими тиражами иллюстрированные детские книги. За короткий период, с 1875 по 1884 годы, вышло в свет 14 альбомов с трогательными детскими сценками. На выставке представлены детские силуэты из нескольких таких изданий: "Пирог", "Народная сказка о репке", "Пословицы в силуэтах", "Из деревенских воспоминаний". Кроме того, показаны её акварельные рисунки из набора открыток "На память о Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1896 г.". Эти альбомы, подаренные художницей Радищевскому музею в 1899 году, хранятся в отделе редкой книги музейной библиотеки и впервые выставляются для показа саратовской публике. В детской книге "Пирог", изданной в 1880 году, из картинки в картинку рассказывается незатейливая история маленьких сладкоежек, самостоятельно пожелавших испечь кулинарный шедевр. Языком силуэта художница талантливо сумела передать эмоции: растерянность и огорчение малышей, уронивших к большой радости животных свой пирог. Этот альбом пользовался большой популярностью среди современников, представляя интерес как для детей, так и для взрослых. Одними из наиболее популярных произведений Елизаветы Бём стали изданные в 1881 году силуэты к "Народной сказке о репке". Иллюстрации к сказке, знакомой каждому с раннего детства, исполнены изящно, с тонким юмором. Альбом силуэтов "Из деревенских воспоминаний" (1882) носит автобиографический характер, о чем, в первую очередь, свидетельствует помещённый на обложку книги автопортрет рисовальщицы, делающей на пленэре наброски детей. Детский мир и сельская жизнь были очень близки Елизавете Меркурьевне. Уединяясь в родовом имении, где прошло её детство, художница, будучи уже матерью большого семейства, подолгу общалась с деревенскими детьми, наблюдала за их занятиями, радостями и горестями, делала эскизы для будущих силуэтов. Мастерски исполненные листы повествуют о занятия крестьянских детей: вот они собирают овощи в огороде, везут сено на телеге, кормят домашних животных и птиц, а вот так отдыхают, играют и купаются в реке. Тонко чувствуя мир детей и природу, рисовальщица тщательно выписывала пером малейшие детали: гривы коней, травинки, соломинки, кудри детей, бабочек, птичек, а затем переносила рисунок на литографский камень. Деревенская жизнь, общение с простыми людьми сделало Бём, коренную жительницу Петербурга, прекрасным знатоком русского фольклора и народных мудростей. Эти знания нашли своё отражение в творчестве художницы. Вниманию зрителей представлено несколько работ из альбома "Пословицы в силуэтах", изданного в 1884 году. Каждую пословицу украшают забавные композиции из мира детей: малыши в окружении котят и щенков; девочка, собирающая со стола яблоки; мальчик в казацком костюме с игрушечными доспехами. Этими маленькими картинками, народными присказками и поговорками Бём старалась отдать дань уважения простому народу. Изображение русской старины, иллюстрации народных сказок и фольклора сделали Елизавету Бём одной из ярких представительниц русского стиля рубежа XIX-XX веков. Выпускаемые многотысячными тиражами в издательствах И. Лапина, "Ришар", Общины Святой Евгении знаменитые бёмовские открытые письма, пользовавшиеся огромной популярностью в эпоху модерна, расходились по всему миру. Главные персонажи акварелей на открытках - дети, наряженные в богатырские доспехи, в пышные боярские костюмы и русские сарафаны служат иллюстрацией к текстам поговорок, выписанных стилизованным древнерусским шрифтом. Несколько хромолитографий с акварелей, исполненных в 1896 году к Всероссийской Нижегородской выставке – крупному событию в жизни России, завершают экспозиционный ряд. Незаурядный дар рисовальщицы, нашедшей своё призвание в графическом и декоративно-прикладном искусстве, был по достоинству оценён маститыми художниками её времени. И. Репин писал о её работах: "Её чёрненькие я люблю больше многих-многих беленьких", И. Крамской, учитель и друг Бём со времени её учёбы в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, признавал, что в искусстве силуэта ей не было равных. Критик В. Стасов так охарактеризовал её творчество: "Бём взяла на свою долю русский деревенский мир, в котором выражаются душа, чувства, мысли, характеры...". Отмечая талант художницы, многие её современники непременно говорили о её доброте и большой любви к детям. Её способность создавать для деревенских детей праздники, дарить самые лучшие подарки из сладостей, игрушек, украшений оплачивалась любовью её юных друзей, которые ласково называли её "тётя Бёмиха" и с радостью позировали ей. Как первозданная природа, так и чистота детской души были созвучны духу художницы. Искренне, с особой нежностью, теплотой созданные силуэты и акварели Бём привлекают внимание огромного круга любителей искусства, филокартистов и коллекционеров. Зритель, впервые встретившийся с творчеством замечательной художницы, оценит, полюбит и надолго запомнит милые детские образы, созданные Елизаветой Бём. Завершают выставку детские книги XIX-XX вв. из фонда музейной библиотеки. "Азбука русского слова, излагающая легкий способ выучиться читать и понимать читаемое" 1857 года издания; "Азбука в рисунках В. Конашевича", "Сказ грамотным детям" с иллюстрациями П. Митурича, повесть для юношества Л. Чарской "Тяжёлым путём", детские сказки в иллюстрациях И. Билибина, Д. Митрохина, Г. Нарбута начала XX столетия; детские издания 50х-80х годов XX столетия – "Ленин и печник" А. Твардовского, "Судьба барабанщика" А. Гайдара, "Остров сокровищ" Р.-Л. Стивенсона, "Гаврош" В. Гюго вернут зрителя в счастливую страну – детство.
8 сентября 2011 года в 17 часов в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) открылась выставка "Детство. Отрочество. Юность" (Часть 2) из собрания Радищевского музея. На выставке будут представлены живописные, графические работы, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы и фотографии, детские рисунки, акварели, литографии, книжные издания середины XIX-XX вв.
Выставка продлится до 16 октября 2011 года.
В контексте выставки "Детство. Отрочество. Юность" замечательно смотрятся литографии из серийных альбомов самобытной художницы рубежа XIX-XX вв. Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914), основу творчества которой составляет детская тема. Жанровые детские сценки, ставшие сюжетами её акварелей, литографий, эскизов для росписи хрусталя и фарфора придавали её работам особое очарование, а рисовальщице принесли всемирную славу и заслуженные награды. Поклонниками её творчества были коллекционеры П. Третьяков, И. Цветков, русские императоры Александр III и Николай II, пополнявшие свои собрания её произведениями. Наибольшую славу художнице принёс силуэт. Эту оригинальную в то время графическую технику Бём использовала для иллюстраций детских журналов "Игрушечка" и "Малютка". Детскими силуэтами украшала рисовальщица народные сказки, произведения русских писателей, многие из которых стали библиографической редкостью именно благодаря её иллюстрациям, как, например, крыловские басни и тургеневская "Муму".
Используя технику литографического силуэта, Елизавета Бём издавала небольшими тиражами иллюстрированные детские книги. За короткий период, с 1875 по 1884 годы, вышло в свет 14 альбомов с трогательными детскими сценками. На выставке представлены детские силуэты из нескольких таких изданий: "Пирог", "Народная сказка о репке", "Пословицы в силуэтах", "Из деревенских воспоминаний". Кроме того, показаны её акварельные рисунки из набора открыток "На память о Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1896 г.". Эти альбомы, подаренные художницей Радищевскому музею в 1899 году, хранятся в отделе редкой книги музейной библиотеки и впервые выставляются для показа саратовской публике.
В детской книге "Пирог", изданной в 1880 году, из картинки в картинку рассказывается незатейливая история маленьких сладкоежек, самостоятельно пожелавших испечь кулинарный шедевр. Языком силуэта художница талантливо сумела передать эмоции: растерянность и огорчение малышей, уронивших к большой радости животных свой пирог. Этот альбом пользовался большой популярностью среди современников, представляя интерес как для детей, так и для взрослых.
Одними из наиболее популярных произведений Елизаветы Бём стали изданные в 1881 году силуэты к "Народной сказке о репке". Иллюстрации к сказке, знакомой каждому с раннего детства, исполнены изящно, с тонким юмором.
Альбом силуэтов "Из деревенских воспоминаний" (1882) носит автобиографический характер, о чем, в первую очередь, свидетельствует помещённый на обложку книги автопортрет рисовальщицы, делающей на пленэре наброски детей. Детский мир и сельская жизнь были очень близки Елизавете Меркурьевне. Уединяясь в родовом имении, где прошло её детство, художница, будучи уже матерью большого семейства, подолгу общалась с деревенскими детьми, наблюдала за их занятиями, радостями и горестями, делала эскизы для будущих силуэтов. Мастерски исполненные листы повествуют о занятия крестьянских детей: вот они собирают овощи в огороде, везут сено на телеге, кормят домашних животных и птиц, а вот так отдыхают, играют и купаются в реке. Тонко чувствуя мир детей и природу, рисовальщица тщательно выписывала пером малейшие детали: гривы коней, травинки, соломинки, кудри детей, бабочек, птичек, а затем переносила рисунок на литографский камень.
Деревенская жизнь, общение с простыми людьми сделало Бём, коренную жительницу Петербурга, прекрасным знатоком русского фольклора и народных мудростей. Эти знания нашли своё отражение в творчестве художницы.
Вниманию зрителей представлено несколько работ из альбома "Пословицы в силуэтах", изданного в 1884 году. Каждую пословицу украшают забавные композиции из мира детей: малыши в окружении котят и щенков; девочка, собирающая со стола яблоки; мальчик в казацком костюме с игрушечными доспехами. Этими маленькими картинками, народными присказками и поговорками Бём старалась отдать дань уважения простому народу.
Изображение русской старины, иллюстрации народных сказок и фольклора сделали Елизавету Бём одной из ярких представительниц русского стиля рубежа XIX-XX веков. Выпускаемые многотысячными тиражами в издательствах И. Лапина, "Ришар", Общины Святой Евгении знаменитые бёмовские открытые письма, пользовавшиеся огромной популярностью в эпоху модерна, расходились по всему миру. Главные персонажи акварелей на открытках - дети, наряженные в богатырские доспехи, в пышные боярские костюмы и русские сарафаны служат иллюстрацией к текстам поговорок, выписанных стилизованным древнерусским шрифтом. Несколько хромолитографий с акварелей, исполненных в 1896 году к Всероссийской Нижегородской выставке – крупному событию в жизни России, завершают экспозиционный ряд.
Незаурядный дар рисовальщицы, нашедшей своё призвание в графическом и декоративно-прикладном искусстве, был по достоинству оценён маститыми художниками её времени. И. Репин писал о её работах: "Её чёрненькие я люблю больше многих-многих беленьких", И. Крамской, учитель и друг Бём со времени её учёбы в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, признавал, что в искусстве силуэта ей не было равных. Критик В. Стасов так охарактеризовал её творчество: "Бём взяла на свою долю русский деревенский мир, в котором выражаются душа, чувства, мысли, характеры...". Отмечая талант художницы, многие её современники непременно говорили о её доброте и большой любви к детям. Её способность создавать для деревенских детей праздники, дарить самые лучшие подарки из сладостей, игрушек, украшений оплачивалась любовью её юных друзей, которые ласково называли её "тётя Бёмиха" и с радостью позировали ей.
Как первозданная природа, так и чистота детской души были созвучны духу художницы. Искренне, с особой нежностью, теплотой созданные силуэты и акварели Бём привлекают внимание огромного круга любителей искусства, филокартистов и коллекционеров. Зритель, впервые встретившийся с творчеством замечательной художницы, оценит, полюбит и надолго запомнит милые детские образы, созданные Елизаветой Бём.
Завершают выставку детские книги XIX-XX вв. из фонда музейной библиотеки. "Азбука русского слова, излагающая легкий способ выучиться читать и понимать читаемое" 1857 года издания; "Азбука в рисунках В. Конашевича", "Сказ грамотным детям" с иллюстрациями П. Митурича, повесть для юношества Л. Чарской "Тяжёлым путём", детские сказки в иллюстрациях И. Билибина, Д. Митрохина, Г. Нарбута начала XX столетия; детские издания 50х-80х годов XX столетия – "Ленин и печник" А. Твардовского, "Судьба барабанщика" А. Гайдара, "Остров сокровищ" Р.-Л. Стивенсона, "Гаврош" В. Гюго вернут зрителя в счастливую страну – детство.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева Адрес: Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75 Проезд: Тролл. 1, 2, 3, 5, 9, авт. 11, 12, 33, 284 (а, б, к) до остановки "Улица А.Н. Радищева" Телефоны: (8452) 26-16-06, (8452) 26-12-09 URL: www.radmuseumart.ru EMail: radmuseumart@radmuseumart.ru
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева
Адрес:
Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:
Тролл. 1, 2, 3, 5, 9, авт. 11, 12, 33, 284 (а, б, к) до остановки "Улица А.Н. Радищева"
Телефоны:
(8452) 26-16-06, (8452) 26-12-09
URL:
www.radmuseumart.ru
EMail:
radmuseumart@radmuseumart.ru