Философия традиций в искусстве Узбекистана
Увидела свет книга – монография известного учёного искусствоведа, академика А. Хакимова: Искусство Узбекистана – история и современность (Ташкент, «San'at», 2010. -504 е.). Прошёл год после её выпуска. Понадобилось время для осмысления объёмного материала.
Почему нас привлекла именно эта книга? Ведь их у маститого учёного, десятки! Не считая научных статей и докладов, а их у него около двухсот, я насчитал 57 одних только монографий, книг - альбомов, изданий - проектов каталогов и брошюр, в том числе опубликованных за границей (Париж1996 г., 1997 г., 2005 г., Стамбул-1999 г., Сидней-2003 г., Токио-2005 г., Берлин1985 г., 1998 г., Москва-2010 г. и др.).
Практически во всех изданиях, последних двух десятилетий, посвящённых изобразительному и народно-прикладному искусству родного края красной нитью проходит мысль о преемственности современной художественной практики с художественным наследием исторического прошлого Узбекистана. И впервые, как совершенно справедливо отмечено в аннотации, история искусств и современная художественная практика Узбекистана «... рассматриваются как единый и уникальный культурный феномен». Вот этим, пожалуй и отличается данная книга - исследование от предыдущих трудов. Она - итог, плод многолетних научных изысканий, концентрированного сжатого изложения в объёме одной книги истории развития искусства Узбекистана от древнейших времён до наших дней. И заметим - именно Узбекистана, как государственного образования, исторически расположенного, как с любовью пишет автор в начале I главы - «Искусство Трансоксианы», «... между двух могучих рек Трансоксианы, именовавшихся в древности «Яксартом» (Сырдарья) и Оксом (Амударья). Действительно, в искусствоведческой литературе советского периода искусство междуречья рассматривалось вкупе с историей искусства Средней Азии, бытовал термин «Искусство Средней Азии», которое наряду с искусством Казахстана вошло практически во все крупные издания тех лет, за исключением фундаментального труда «История искусств Узбекистана» Г. А.Пугаченковой и Л.И.Ремпеля (1965 г.).
И книга А. Хакимова восполняет сей пробел как с точки зрения искусствоведческой науки, так и с точки зрения государственности Республики Узбекистан как исторически закономерной реалии. И можно смело сказать, что эта книга - монография «Искусство Узбекистана - история и современность» является учебным пособием для осмысления роли и места искусства Узбекистана как уникального явления в мировой художественной культуре.
Исключительно важным для освещения глубинных истоков искусства междуречья и преломления её лучших традиций в современном искусстве Узбекистана представляется положение автора о том, что... важно показать исторический процесс формирования национальной государственности страны как закономерного явления в контексте всех её составляющих территориальных, экономических, политико-социальных, этнолингвистических, идеологических, конфессиональных, духовно-культурных и т.д. (с. 9). И отсюда закономерный вывод - «В то же время изучение истории государственности и роли искусства в её формирования важно и для понимания реалий современности и будущего облика нашего общества», (с. 10).
И как итог многолетнего исследования автором этих процессов - выявление и систематизация исторического процесса развития искусства в контексте формирования государственности Узбекистана, что сильно облегчает специалистам и читателям понимание непростого развития искусства на территории Узбекистана, ей доминирующее место в искусстве Центральной Азии. И, этот путь исследован начиная со II тысячелетия до н.э. вплоть до наших дней - современного искусства независимого Узбекистана «...как наследника и продолжателя многовековой истории узбекской государственности», (с. 13).
В ярких и выразительных красках академик раскрывает в книге становление искусства и ремесла ранних государственных образований на древней территории Узбекистана, историю становления государств раннего и среднего средневековья. Особенно удались анализ и обобщение искусства периода Темуридов, искусство XVIперв. пол. XIX вв. узбекских ханств, искусство Узбекистана в период царской колонизации и советского реализма.
В логической взаимосвязи с историческим развитием нашего региона изложены в монографии основные вехи развития искусства Узбекистана начиная с искусства Трансоксианы, эпохи расцвета - ренессанса искусства средних веков, анализа явлений культуры и искусства эпохи Темуридов, живописи XIXXX вв., искусства Узбекистана конца XX - начала XXI вв., философия – идиоматика узбекского искусства. Органично в процессе показано и место традиционных художественных ремёсел Узбекистана, особое внимание уделено периодам их расцвета.
Думается, неоценимое значение для современной науки искусствоведения, да и смежных с ним - культурологии, этнографии и др. имеет разработанный и апробированный в течении многих лет научный инструментарий для определения стилистики и семантики самобытности национального искусства. В этой связи представляется весьма важным использование термина «идиоматика» при определении характерных черт искусства Узбекистана на всех этапах его развития.
Монография ещё раз подтверждает высокие философские принципы «исламского искусства» Узбекистана (термин автора - с. 475), которые обеспечили преемственность классических канонов и отразились на художественных традициях блестящих центров изобразительного, прикладного искусства и зодчества Узбекистана.
Практически данная книга - монография Акбара Абдуллаевича Хакимова представляет собой, как уже упоминалось выше, учебное пособие, своеобразный учебник по истории искусства Узбекистана. Не говоря о том, что полученные научные результаты открывают широчайшие возможности дальнейшего исследования феномена узбекского искусства, материалы книги должны лечь в основу учебных программ истории искусств Узбекистана, использоваться также в подготовке художников - педагогов.
И пожелание: в следующем издании, а оно очень нужно, ввести терминологический понятийный словарь искусства Узбекистана.
Он просто необходим.
Корёгди Жумаев - кандидат искусствоведения, директор музея народно - прикладного искусства Ситораи Мохи Хосса Бухарской области Республики Узбекистан.
Сухроб Абдуллаев - преподаватель кафедры «Искусства» Бухарского государственного университета.