Детские книги сказок со старинными иллюстрациями
Золотой век книжной иллюстрации
Серия книг для детей с лучшими иллюстрациями, многие из которых написаны уже более 100 лет назад. Билибин, Афанасьев, Зворыкин... Каждая книга здесь - шедевр, украшение детской библиотеки.
В серии выходят книги и с русскими народными сказками.
Сказки старухи-говорухи о животных. Из народных сказок
Впервые «Сказки старухи-говорухи» были напечатаны в конце XIX века по заказу российского издателя, швейцарца по происхождению Альфреда Федоровича Девриена. Свою карьеру он начал управляющим в одном из книжных магазинов Петербурга, однако вскоре открыл собственную издательскую фирму. В основном она выпускала книги и журналы по сельскому хозяйству и зоологии, однако Девриена привлекала и другая литература, в частности, сказки. Иллюстрации к «Сказкам старухи-говорухи» он заказал двум одаренным художникам — Николаю Ивановичу Ткаченко и Самуилу Мартыновичу Дудину.
Ткаченко был графиком и профессиональным иллюстратором. Мастерству рисовальщика обучался в стенах знаменитой Академии Художеств. Дудин же более знаком знатокам истории как выдающийся этнограф. Однако начинал он свою деятельность именно как художник; с 1891 по 1897 годы его наставником был сам Илья Ефимович Репин.
Начало самостоятельной жизни у Дудина было непростым. За участие в народовольческом движении он был арестован и сослан в Восточную Сибирь. Впрочем, это не помешало разносторонним проявлениям его богатой натуры. В ссылке он занимался сбором геологических образцов и делал этнографические зарисовки.
Вернувшись в Петербург по ходатайству друзей и получив художественное образование, Самуил Мартынович увлекся этнографией и вскоре стал в этой области крупным профессионалом. Картины, которые он писал, часто напоминали иллюстрации к серьезным этнографическим исследованиям: «Дуваны», «Вход в мечеть слепых в Самарканде», «Из жизни старого Востока»...
По заказу того же Девриена Дудин в соавторстве с Ткаченко выполнил большой цикл иллюстраций к подарочному изданию повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Доскональное знание Дудиным реалий украинской провинции прекрасно помогало в совместной работе. Хотя иногда избыток абсолютно точных реалий на рисунках и уводил зрителя от цельного восприятия емких образов гоголевской прозы.
Иллюстрации к сказкам, выполненные мастерами, также достоверны и в деталях крестьянского быта, и в изображениях животных, хотя некоторые из них и облачены в людскую одежду. Тщательно выверенные по неброскому колориту цветные картинки в этом сборнике сказок перемежаются с мастерски выполненными черно-белыми иллюстрациями, что придает книге особый шарм.
Сказки русских писателей: Комар и ласточка. Горькая Луковка. Яга и Земляничка. Приключения зайчика. Рождественский дед
Сказки этого сборника проиллюстрированы работами Бориса Васильевича Зворыкина.
Искусствоведы считают его одним из самобытнейших русских художников, виртуозом орнамента и рисунка, прекрасным колористом, великолепным иллюстратором и оформителем книг. Тем не менее, до конца XX века работы Зворыкина были известны лишь немногим специалистам.
Мастер больше был известен как автор календарей, афиш, пригласительных билетов и открыток.
Заняться таким сугубо прикладным творчеством Зворыкину посоветовал Иван Осипович Аванцо. Итальянец по происхождению, он занимался в России продажей картин и материалов для рисования, издавал альбомы и выпускал серии открыток. Практическая жилка была присуща и самому Зворыкину, ведь его отец был купцом первой гильдии — занимался торговлей тканями. Их пестрое многоцветье с детства окружало будущего художника. Отсюда и любовь к орнаментам, которых так много в его работах. Ни один не повторяет другой!
Еще одним источником вдохновения для будущего художника стали старинные рукописные церковные книги с их красивыми заставками, буквицами и узорными орнаментальными рамками, которые подолгу рассматривал глуховатый от рождения подросток.
Зворыкин был прирожденным художником. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества он проучился вольнослушателем всего один год, и в этом был определенный плюс. В своих работах художнику удалось сохранить очарование детского восприятия мира, которое так часто губит академическая выучка. Не случайно своим учителем Зворыкин считал другого «сказочного» живописца — Васнецова.
Зворыкин скончался в марте 1945 года в оккупированном немцами Париже. Во Франции он успел подготовить к изданию очередной сборник русских народных сказок — «Жар-птица», однако эта книга с его феноменальными иллюстрациями была опубликована в России лишь в конце XX века.
В данной подборке сказок вы можете полюбоваться на другие работы мастера. Так, спустя почти столетие блогодаря своим удивительным рисункам замечательный художник Борис Васильевич Зворыкин начал возвращаться на родину, историю и культуру которой он так горячо любил.