dona

Золотое шитьё Бухары, Узбекистан

Бухарские ремесленники веками славятся ювелирным искусством и чеканкой, керамикой и вышивкой. Но подлинную, всемирную славу Бухаре принесло искусство золотого шитья. Один из изящных видов художественного кустарного ремесла Узбекистана - золотое шитье - было развито больше всего именно в Бухаре. В XIX веке золотошвеи шили чапаны, сапоги и чалмы только для эмира Бухары и его чиновников.

Эпитет "золотая" неоднократно звучит в стихах поэтов, воспевших Бухару. И, наверное, немалая заслуга в этом - золотого шитья, которым жители города издавна украшали свой быт, блеск и красота которого поражали воображение.

В мире золотое шитье было известно весьма широко. Его знали в странах Передней Азии, в государствах Западной Европы, на Кавказе, в Турции и Афганистане. К началу нашей эры относят археологи следы золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. По преданию, золотое шитье знали в Согдиане еще до появления шелка. Арабы, завоевавшие Центральную Азию в восьмом веке, отмечали обилие золотого шитья в одеждах согдийской знати.

В более поздние времена исторические источники свидетельствуют о высоком развитии золотого шитья в Самарканде и Герате. Так, историк Мелихо сообщал, что в Самарканде был даже квартал золотошвеев. Но постепенно это солнечное занятие сосредоточилось в Бухаре, которая еще в шестнадцатом веке стала столицей узбекского государства Шейбанидов. Здесь золотое шитье получило право официального придворного искусства.

Бухарские золотошвеи в зависимости от технических приемов делят золотое шитье на несколько видов. Основные среди них "зардузи-заминдузи" - сплошная вышивка фона золотом и "зардузи-гульдузи" - узорный (цветочный) зашив. Кроме того, применяются "зардузи-гульдузи-заминдузи" -комбинированная техника шитья, "зардузи-беришимдузи" - зашив, где мотивы, выполненные шелком, чередуются с золотыми узорами, и "зардузи-пулякчадузи", в котором золотое шитье сочетается с нашитыми блестками.

Искусство украшения одежды золотым шитьем в Бухаре имеет многовековую традицию. Письменные источники сообщают о золотом шитье уже в XIV в., а узоры и краски настенных росписей VI-VII вв. указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье.

Эмир и его приближенные во время парадных выездов одевались в золото буквально с головы до ног. Тюбетейка-кулох, чалма, халат, камзол, штаны, пояс, сапоги-махси, кауши и даже портянки были покрыты золотыми узорами. Случалось, что повелитель надевал на себя разом два или три халата, для чего они специально шились объемной формы. Золотом сверкали попоны и чепраки на лошадях.

Золотое шитье достигло особого расцвета в XIX в., им украшалась одежда состоятельных горожан. Эмирский двор делал свои заказы крупным городским мастерским, имевшим большие запасы материалов. Существовала и дворцовая мастерская, работу в которой организовывало финансовое ведомство - канцелярия диванбеги.

Прекрасные образцы предметов золотошвейной одежды XIX-XX вв. сегодня можно увидеть в экспозициях Государственного музея истории Узбекистана, Государственного музея искусств Узбекистана, музея прикладного искусства Узбекистана, Государственного музея истории Темуридов (Ташкент), Самаркандского музея истории и культуры им. А.Икрамова. Богатым собранием одежды располагает Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник. Музейные образцы сохраняются как прекрасные памятники культуры прошлых поколений, в которых гармонично сочетаются самобытность формы и своеобразие искусства вышивания.

Золотошвейное дело представляло развитый мужской промысел. Работали мастера, сидя на полу, на ватной подстилке. Изделия вышивались на особых деревянных пяльцах в виде прямоугольной рамы. Особый интерес представляют бухарские парадные золотошвейные халаты - зарчапаны, которые поражают декоративностью и орнаментальным разнообразием - ни один халат не повторяет другого. Такие халаты носили бухарские эмиры и знать. Шились и так называемые подарочные халаты, которые дарились эмиром в знак милости, входили в перечень посольских даров.

Покрой золотошвейного мужского халата традиционен - туникообразный, распашной, его отличительная черта - монументальность. Он широк, просторен, довольно длинный, со спускающимися рукавами. Такие халаты рассчитаны на создание впечатления подавляющей величественности.

Простолюдинам золотое шитье не полагалось. Да они на него и не покушались. Каждый знал свое место в феодальной иерархии: кому можно носить простой халат, кому с узкой золотой оторочкой по бортам, а кому сплошь зашитый золотым шитьем.

Золотошвейные халаты шили из местного или привозного однотонного бархата разных цветов - синего, красного, бордового, зеленого. Вышивка производилась металлическими нитями - калебатун - очень узкая тонкая полоска металла или серебряная тонкая расплющенная проволока, в ряде случаев покрываемая позолотой, туго накрученная на шелковую или бумажную нить. Золото издревле символизировало солнечный свет, бессмертие, поэтому и было очень популярно в высших слоях общества. Кроме металлических нитей, применялся цветной крученый и некрученый шелк, аппликации из бархата и шелка, рельефные розетки - кубба и кубба олмаси, выполняемые из золотых нитей и имитирующие ювелирные украшения. Нити накладывались поверх ткани параллельными рядами и прикреплялись к основе шелковыми или бумажными нитками.

Кроме одежды, золотым шитьем украшали и предметы домашнего обихода: лула-болиш - подушки-валики, такяча - наволочки для подушек, джойпуш - покрывала на свадебную постель, тахмонпуш - занавеси для ниш, джойнамоз - молитвенные коврики, чимиллик - занавески для отделения части помещения.

В вышивальном искусстве XIX в. была распространена техника зардузи заминдузи, при которой фон зашивался всплошную. В ХХ в. получает развитие техника зардузи гулдузи, когда элементы узора вырезаются из толстой бумаги или картона, накладываются на ткань и покрываются золотой нитью. При шитье техникой заминдузи золотая нить накладывается на настил из тонких шнурочков.

К XIX в. сложились три основных вида композиций золотого шитья, известных под названиями даукур, бутадор и дархам. Основу декоративного оформления композиции даукур составляет орнаментированная золотошвейная кайма кур, которой обшиваются полы, концы рукавов, подол и медальон на спинке мужского или детского халата, а также военного мундира. Кайма зачастую отличается необычайным богатством и своеобразием орнаментального декора. Медальон - таук - крупный, фон его заполнен растительным стилизованным рисунком. Все остальное поле халата свободно от зашива. В военных мундирах - калючи орнамент иногда вышивался в виде кругов - нишон (знак отличия), которые располагались в нижних углах передних полок и на груди.

Композиция бутадор, или гулдузи, отличается зашивом поверхности ткани одежды отдельными узорами, например, цветущими кустиками, одинаковыми по рисунку, расположенными на некотором расстоянии один от другого. В композиции дархам орнамент представляет собой непрерывный узор, элементы которого то соприкасаются один с другим, то образуют сетку. Во всех случаях орнамент обрамляется каймой - зех, обшивающей внешний край узорной плетенкой. Кайма в свою очередь оформляется узкими фестончатыми полосками - оби понча, с внутренней стороны она обшивается красочно-ажурными швами - маргула, седона, кунгри и др.

Орнаменты золотого шитья чрезвычайно богаты и разнообразны. Среди них распространены как растительные, так и геометрические мотивы. Геометрический орнамент, входящий в группу заминдузи, имеет массу форм, начиная от прямых и ломаных линий и кончая сложнейшими построениями типа гирих. Растительные узоры представлены изображениями листьев, цветов, бутонов, кустиков, побегов, вьющихся растений, букетов и др. Они богато насыщают орнамент в композициях бутадор, дархам, вышитых в технике гулдузи. Некоторые узоры имеют зооморфное происхождение, о чем свидетельствует их название: чашми булбул (глаз соловья), забони гунджешак (язычок воробья), илонча (змейка) и др. Некоторые элементы узоров имеют в своей основе природное или космогоническое представления. Таковы кубба (куполок), мох (луна), ситора (звезда), нишон (круг) и др. С большим художественным вкусом вышивались каллиграфические надписи, которые размещали в кайме отдельных композиций.

Изготовлялась также и женская золотошвейная одежда - более легкая, облегающая. Славились бухарские золотошвейные жилеты, которые женщины надевали поверх платья. Платья украшали тесьмой пешкурта, представляющей собой золотошвейную полоску длиной 110-120 см, шириной 8-10 см, разрезанную пополам по продольной оси. Свободные концы ее соединялись и по внутренней обшивке приметывались к краю ворота и прямого разреза на груди. В орнаменте пешкурта преобладают геометрические элементы из линий, окружностей, прямоугольников, ромбиков, треугольников, трапеций. Используются растительные мотивы из цветков, листьев, веточек. Зачастую геометрические мотивы сочетаются с растительными или зооморфными. Узоры пешкурта в большинстве своем выполняют функцию оберега. Название каждого узора обычно соответствует предмету, с которым он схож. Таковы бодом, чалабайт в бухарской тесьме.

Большое внимание уделялось и украшению головных уборов, наиболее распространенным видом которых были тюбетейки. Специфической бухарской разновидностью тюбетеек является золотошвейная тюбетейка - каллапуши зардузи, одна из составляющих костюма придворной знати, а позже ставшая обязательным элементом свадебного костюма и наряда мальчика по случаю обрезания.

Форма тюбетеек обычно круглая или четырехгранная, в оформлении преобладают растительные орнаментальные мотивы, реже - геометрический орнамент в виде кругов, ромбов и др. В XIX в. использовали технический прием зардузи-заминдузи, в начале ХХ в. - зардузи-гулдузи. В вышивку охотно вводились металлические куполки - кубба. Каждая деталь орнамента вышивалось отдельно, что дополнительно придает узору легкую рельефность и переливы тонов в пределах одного цвета. Выпуклый орнамент создает игру света и тени, вызывая тем самым дополнительный декоративный эффект. В конце 1940-х годов Н.Аминовым был разработан узор "тоус" (павлин). Птица с пышным хвостом легко вписана в круг, которому вторят плавные, округлые линии и формы ее. Силуэт передан сплошным зашивом и четко обрисован гладьевым швом.

Женщины из ханского двора в XIX - начале ХХ в. носили в основном калтапушак с золотым шитьем. Он представлял собой круглую мягкую шапочку, состоявшую из переднего околыша, донышка и накосника в виде прямоугольного удлиненного сквозного мешочка, в который пропускали волосы. Золотым шитьем узоров растительных (ислими), геометрических (юлдуз и др.) украшали пешонабанд - налобную повязку. Повязка была невысокой, мягкой, плотно облегала голову.

Из женских дорогих головных уборов, которые в конце XIX в. носили жены и дочери высокопоставленных лиц, известен телпак - золотошвейная шапка с меховым околышем кундуз, с остроконечным или округлым высоким верхом. Верх шапки выполняли из цветного гладкого бархата, расшитого по всей поверхности растительными узорами в технике заминдузи. Бытовали и мужские золотошвейные шапки. В музейных коллекциях сохранились немногочисленные образцы мужских, женских и детских сапожек - махси с высокими голенищами, без твердого задника и каблука, на мягкой кожаной подошве. Их носили с кожаными туфлями - кауш. Мужские махси были длиннее женских. Голенища махси шили из цветного гладкого бархата и украшали золотым шитьем техникой заминдузи. Орнамент преимущественно растительный. Подкладочным материалом служил адрас и другие местные ткани.

Золотое шитье мастера выполняли, в основном, на бархате, реже на шелке и замше. Бархат был высоких сортов и тончайшей выделки. Предпочитались цвета и оттенки зеленого, красного, фиолетового, синего. Их глубокие тона служили превосходным фоном для шитья, особенно органично сочетаясь с золотой нитью. Применялась в вышивке и кисея, которая шла на чалмы мулл, ишанов и самого эмира. В особых случаях шитье выполняли и на парче - золотом по золоту - и украшали драгоценными камнями.

Мастера применяли золотые и серебряные нити, различные по способу изготовления. Самыми древними считались волоченные нити "сим". Эту плоскую нить выделывали в Бухаре или привозили из Индии и Персии. Пряденые нити образовывали навиванием металлической проволочки на шелковую или бумажную нить. В конце девятнадцатого века бухарские умельцы стали употреблять канитель - тонкую золотую или серебряную нить, называемую "ликак". В течение всего века золотые и серебряные фабричные нити привозили также из России. А знаменитые бухарские халаты, расшитые золотой и серебряной нитью, нарядные попоны для лошадей, молитвенные коврики вывозились за пределы страны, в том числе в Европу.

Роскошные золотошвейные изделия украшали драгоценными и полудрагоценными камнями: бриллиантами, изумрудом, жемчугом, топазами, рубинами, сапфирами. Широко применяли и ювелирные украшения: золотые, серебряные и позолоченные бляшки различной формы. Популярны были круглые куполки "куба" из серебра с позолотой и украшенные блестками "пулякчи".

В настоящее время, с возрождением национальных традиций и ремесленничества, золотошвейное искусство обретает новую жизнь. Золотошвейные мужские халаты стали обязательной частью свадебного костюма жениха, их надевают в особо торжественных случаях, дарят почетным гостям и т.д. Распространены женские короткие и длинные жилеты, золотошвейные тюбетейки, золотым шитьем украшают домашние туфли, пояса, сумочки. Сейчас этим видом искусства заняты в основном женщины. Как и раньше, основой служит гладкий бархат ярких цветов, который придает изделиям особую эффективность.

Самыми распространенными техническими приемами остаются гулдузи (вышивание цветов) и заминдузи (сплошные зашивы). Создается немало новых золотошвейных швов, которых уже насчитывается более сорока. Традиции искусства золотого шитья бережно передаются из поколения в поколение. Это искусство получило в наследство огромный запас орнаментальных мотивов, отличающихся многовариантностью и яркими декоративными качествами. Задача современных мастеров - использовать это богатое национальное художественное наследие, в т.ч. и хранящееся сегодня в музеях, и создать на этой основе новые образы.

В последние десятилетия возродилась популярность золотошвейных изделий. Непременным подарком на юбилей считается халат с золотым шитьем. 

Золотые узоры бухарских умельцев украшают экспозиции музеев Узбекистана, хранятся в музеях зарубежных государств - в России, Индии, Индонезии, Китае, Шри-Ланка и других. Бухарские зардузы - непременные участники международных выставок. Их изделия восхищали зрителей Великобритании, США, Индии, Японии, Бельгии, Сирии, Шри-Ланка, Германии, Франции, потому что созданная руками мастеров и мастериц роскошь золотого шитья на фоне вишневого или темно-синего бархата живо напоминает о сказочном богатстве живых традиций узбекского народного искусства.

  • Хочу найти изготовителя золотошвейку Тюбетеек

    Гость Хасанов Магомед